Учитель и воин

Материал сетевого гуманитарно-просветительского сотрудничества «Живём и помним»

Приглашаем к участию в гуманитарно-просветительском сотрудничестве «Живём и помним»!

В целях сохранения и защиты исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, формирования представлений о легендарном прошлом и настоящем воинов-сибиряков, проявивших мужество и героизм в борьбе с фашизмом и японским милитаризмом, в сражениях локальных войн и боевых действиях специальной военной операции как ключевого ресурса воспитания подрастающего поколения и в соответствии с приказом департамента образования мэрии города Новосибирска от 11.09.2024 г. № 0920 – од «О реализации Гуманитарно-просветительского сотрудничества «Живем и помним» мы начинаем публикацию очерков, поисковых исследований.

Публикации планируется размещать еженедельно по пятницам на сайте Дома Учителя и в социальных сетях.

Свои работы вы можете направлять на электронную почту Дома Учителя ngdu@edu54.ru

Приглашаем к сотрудничеству!

Учитель и воин

Александр Осипович Плисов прожил долгую и многогранную жизнь. Родился он в селе Вознесенка Венгеровского района Новосибирской области. Его родители были крестьянами-середняками, а позже колхозниками. С раннего детства паренька привлекала работа с людьми, а конкретно — с детьми. Поэтому он, не раздумывая, после окончания Вознесенской семилетней школы едет в город Куйбышев Новосибирской области и поступает там в педагогическое училище. Сбылась мечта юноши — стать учителем!

Проучиться в педучилище пришлось недолго — всего один год. Как рассказывал сам Александр Осипович: «По причине материальной необеспеченности я со второго курса был направлен на педработу в Венгеровский район…» Дело в том, что после введения в стране платного обучения в средних специальных учебных заведениях (8–10-й классы) платить за учебу его родители не смогли. Мать Александра написала письмо сыну: «Сынок, продала последнюю юбку, больше нет денег, посылать не из чего…»

Александр пошел работать на стройку: в это время строилось трехэтажное здание для педучилища. Зарабатывал по три рубля в день. Этих денег хватало на пропитание и хватило еще на билет до дома. В это трудное время юноше помогла классный руководитель группы, в которой он учился. Она обратилась с просьбой к директору педагогического училища о помощи в устройстве бывшего ученика на работу учителем. В стране шла большая работа по обучению грамоте всего населения, и особенно детей. Учителей не хватало. В селах учителями работали те, кто окончил семилетку. Александру Осиповичу выписали справку с направлением в Венгеровский районный отдел народного образования.

Александр Осипович с классом в 1948 году

Шел октябрь 1940 года… Бабушка Александра Осиповича, которая проживала в районном центре, провожая внука в районо, сказала ему: «Если не примут тебя, то пойдешь работать почтальоном, письма да газеты разносить». В районном отделе образования юношу приняли, но по совету заведующего пришлось прибавить себе два года. Александр Осипович рассказывал: «Через 20 лет я спросил у Федора Ивановича, помнит ли он тот случай. Оказалось, что не помнит: “Я тогда посылал на работу в школы с образованием 7 классов — некому было учить детей”». Приказом по районо Александр был назначен учителем Мало-Архангельской начальной школы, которая находилась в ста километрах от районного центра. Так Александр Осипович в 15 лет стал сельским учителем начальных классов. А в зимние каникулы 1941 года он поступил на второй курс заочного отделения Куйбышевского педагогического училища. Наступил июнь 1941 года. Великая Отечественная война…

А.О. Плисов ведет урок географии

Летом 1942 года заведующий школой И. Н. Ефимов был призван в действующую армию. Александр Осипович остался один. Второго учителя не нашлось, и приказом по районо семнадцатилетнего Александра назначают заведующим школой.

Время было трудное. Александр один занимался с четырьмя классами в две смены до января 1943 года. «Керосина не было, — вспоминает Александр Осипович, — а потому мне помогал семилетний мальчик Федя, который заготавливал бересту, пока я находился в школе. Я проверял тетради, а Федя бросал куски бересты в печку; береста ярко вспыхивала, а учитель, лежа на полу, проверял тетради. Писали на дощечках, которые заменяли листы Александр Осипович в 1942 году с.83 CMYK83 Живая память поколений тетрадей. Стирали написанное кусочками битого стекла и снова писали. Дощечки были разлинованы под тетрадки: лист по русскому языку — в линейку, по математике — в клетку. Тяжелейшее было время. Эти четыре месяца мне показались вечностью, и когда я оказался рядовым в пулеметной роте запасного стрелкового полка… то думал, что это дом отдыха».

Открытие нового здания школы No 121 в 1972 году

В январе 1943 года Александр Осипович приехал в гости к матери. Здесь он и получил повестку с призывом в Красную Армию. В августе 1943 года ему исполнилось 18 лет, а в сентябре, получив обмундирование, вместе с однополчанами его отправили на фронт. Но и на фронте Александр Осипович оставался учителем. В действующую армию приходили письма от его питомцев из Сибири. «Мои ученики, — вспоминает ветеран, — установили очередь по написанию мне на фронт писем. Однополчане спрашивали, кто мне столько писем пишет. Я так и отвечал, что это мне дети пишут».

Война для Александра Осиповича закончилась 7 ноября 1945 года. Он был демобилизован в первую очередь как учитель. Целый месяц добирался до родного дома. Вернувшись в родное село, стал учительствовать в родной школе. Как солдату-фронтовику ему дали самый трудный, второй «В» класс, где учились переростки, второгодники, двоечники. У большинства из них отцы не вернулись с войны. «Главными предметами, — вспоминает Александр Осипович, — были математика, русский язык и художественная самодеятельность». Сразу же была установлена жесткая дисциплина.

А.О. Плисов со школьниками в музее «Землянка»

В 1946 году А. О. Плисова назначили заведующим Михайловской начальной школой. Михайловка — маленькая деревенька со школой в 40 учеников. «Был я там, — вспоминал ветеран, — и учителем, и юристом, писал всякие деловые бумаги колхозникам; и милиционером, лектором, докладчиком на всех праздниках». Начал работать родительский комитет. Александр Осипович восстановился в педагогическом училище, окончил его. Затем поступил на заочное отделение Новосибирского педагогического института. Начинался 1948/49 учебный год. А. О. Плисова назначили директором семилетней школы в селе Меньшиково, где он проработал восемь лет.

В 1963 году Александр Осипович окончил педагогический институт. Работал директором средней школы, заведующим районным отделом народного образования в селе Венгерово, секретарем райкома партии, председателем Венгеровского райисполкома. Затем — Чистоозерный район, а с 1967 года по 1972 год был заместителем заведующего областным отделом образования.

В 1972 году на шлюзах в микрорайоне Правые Чёмы было построено новое здание средней школы № 121. Это была самая крупная школа на 2400 учащихся. Туда, по просьбе Александра Осиповича, его и назначили, где он проработал 14 лет. В течение этих лет он встречал учителей и учащихся на крыльце своей школы! Работая директором, Александр Осипович не забывал и о своем любимом предмете и вел географию. Он имеет множество трудовых и боевых наград. Александр Осипович — отличник народного просвещения, заслуженный учитель школы РСФСР.

Необходимо отметить, что семья А. О. Плисова — это династия учителей. Его жена Анна Александровна была учителем русского языка и литературы, она отличник народного просвещения. Их дочь стала педагогом и удостоена звания «Заслуженный учитель Российской Федерации». В настоящее время она проживает в городе Черняховске Калининградской области, где когда-то воевал ее отец. Внучка также окончила педагогический институт, продолжив династию учителей.

В 1972 году А. О. Плисовым было принято решение о выделении под музей «Землянка» одной классной комнаты и рекреации и вскоре была сооружена настоящая фронтовая землянка. Александр Осипович помогал руководителю музея, сам часто выступал перед ребятами.

В 1967 году музею было присвоено звание «Народный музей». Он вошел в туристический маршрут города Новосибирска. О нем много писали, музей стал известен на всю страну. Не забывал Александр Осипович и об Аллее памяти, что на берегу Обского водохранилища. Аллею основали в канун 20-летия Победы. Там же сооружен памятник воинам-сибирякам. Аллею высаживали всем миром: учащиеся, педагоги, жители микрорайона. Она существует и поныне. Там наш пост № 1.

Землянка наша в три наката

В музее школьном сделана землянка,

Как будто вырыта она в земле,

В углу пылает старая времянка,

Топчан у стенки, плошка на столе.

Здесь есть и принадлежности солдата:

Шинель, накидка, каска, котелок.

Землянка фронтовая в три наката

И кажется из бревен потолок.

В Новосибирске, празднуя Победу,

Мы, съехавшись из разных мест страны,

Войдя с волнением в землянку эту,

Стоим и вспоминаем дни войны.

Зимой под Белым в вьюжную погоду,

И как, придя с передовой в тепло,

Из снега вскипятив для чая воду,

Мы греемся всем холодам назло.

А через полчаса уходим снова

Во тьму, окопы, на передний край,

Где над поляной воет вихрь свинцовый

И раздается пулеметный лай.

Грохочут оглушительные взрывы…

О, сколько мы, идя из боя в бой

От Белого до Рижского залива,

Землянок вырыли в земле родной!

Мы не забудем, спутница солдата,

Твою коптилку, твой уют простой.

Спасибо вам, сибирские ребята,

За памятник землянке фронтовой!

Да, в музее настоящая военная землянка в три наката. Здесь все, как было во время Великой Отечественной войны: топчан, где спали солдаты, карта местности, где предстоит очередное сражение, боевое оружие и баян. Благодаря видео и звуковому сопровождению кажется, что там, над землянкой, идет бой. Есть и это стихотворение. Бывший боец 22-й гвардейской Сибирской добровольческой дивизии Борис Верховский написал его, посетив музей с ветеранами дивизии. Музей боевой славы воинов-сибиряков школы № 121 получил известность благодаря экспозиции «Землянка». А все началось в канун 20-летия Победы, когда житель микрорайона Правые Чёмы Советского района Бутаков Дмитрий Дмитриевич решил воплотить в жизнь клятву, данную еще на фронте самому себе: «Если останусь жив, то обязательно поставлю памятник своим однополчанам-сибирякам, которые полегли на полях войны». Он нарезал тысячу веток тополей, поставил дома в разнообразные сосуды с водой и, когда ветки дали корни, пришел за помощью в школу. В мае 1965 года на берегу Обского водохранилища по инициативе ветерана Великой Отечественной войны гвардии старшего сержанта в отставке Бутакова Д. Д. при поддержке всего педагогического коллектива школы № 121 была заложена Аллея памяти павших воинов-сибиряков Великой Отечественной войны. А на следующий, 1966 год, когда был создан музей «Землянка», школьники и жители микрорайона Правые Чёмы прошли с портретами погибших сибиряков на митинг к Аллее памяти. Так организовалось в России движение, которое позже назвали «Бессмертный полк».

Из поколения в поколение ребята 121-й школы собирают реликвии. В музее хранятся вещи и письма юных парней и девушек, погибших на войне. Бережно собраны кители, гимнастерки, плащ-палатки, вещмешки, санитарные сумки и медали ветеранов, вернувшихся домой, строивших мирную жизнь. На стендах портреты погибших воинов-сибиряков, ветеранов войны, которые работали в Советском районе учителями, карты сражений, по которым теперь школьники изучают историю Великой Победы. Экспозиция музея насчитывает свыше 400 подлинных экспонатов, переданных в дар ветеранами Великой Отечественной войны и собранные следопытами школы. Музей оснащен современными информационными технологиями.

Ежегодно музей «Землянка» посещают более 2000 детей из школ и детских садов города Новосибирска и Бердска.

Александр Осипович в день Победы (9 мая 2009 г.)

В «Землянке» можно прикоснуться и прочитать настоящие письма бойцов с фронта, узнать от очевидцев о жестоких зверствах фашистов на нашей земле; услышать воспоминания командиров, рядовых, санитарок и медсестер 157-й Неманской орденов Суворова и Кутузова 2-й степени стрелковой дивизии. Одна из стрелковых бригад, вошедших в состав дивизии в 1943 году, формировалась под Новосибирском в селе Мошково. В 80–90-е годы прошлого века ветераны дивизии были частыми гостями музея «Землянка», встречались с учащимися 121 школы. Боевой путь этой дивизии в основе экспозиции музея, а яркие наполненные фронтовой жизнью рассказы ветеранов Васильева А. М., Бурцевой А. Н., Евсеенко М. И. передаются из поколения в поколения экскурсоводами музея. Фронтовой патефон, который радовал девочек медсанбата в минуты затишья, можно услышать и сейчас.