«И нет судьбы, отдельной от народа»

Материал сетевого гуманитарно-просветительского сотрудничества «Живём и помним»

Приглашаем к участию в гуманитарно-просветительском сотрудничестве «Живём и помним»!

В целях сохранения и защиты исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, формирования представлений о легендарном прошлом и настоящем воинов-сибиряков, проявивших мужество и героизм в борьбе с фашизмом и японским милитаризмом, в сражениях локальных войн и боевых действиях специальной военной операции как ключевого ресурса воспитания подрастающего поколения и в соответствии с приказом департамента образования мэрии города Новосибирска от 11.09.2024 г. № 0920 – од «О реализации Гуманитарно-просветительского сотрудничества «Живем и помним» мы начинаем публикацию очерков, поисковых исследований.

Публикации планируется размещать еженедельно по пятницам на сайте Дома Учителя и в социальных сетях.

Свои работы вы можете направлять на электронную почту Дома Учителя ngdu@edu54.ru

Приглашаем к сотрудничеству!

«И нет судьбы, отдельной от народа»

В сентябре 1945 года на пороге новосибирской школы N82 учеников встречал директор Тимофей Ильич Скачко. На его гимнастерке кроме медалей были два ордена Красной Звезды и орден Отечественной войны. Так поколение Победителей возвращалось в наши школы.

У человека все, как у природы —
Сил набираемся, питаясь от корней,
И нет судьбы, отдельной от народа,
И нет истории единственной, своей.

Так точно и емко напишет о связи поколений выпускница послевоенной 82-й школы Тамара Писецкая, известный журналист и краевед. Ее первым и любимым учителем была Прасковья Антоновна Морозова, а директором школы — Тимофей Ильич Скачко, орденоносец, участник штурма Рейхстага и Парада Победы 1945 года. Школьные архивы сохранили короткие страницы служебных характеристик этих выдающихся людей, которые достойны документальных очерков и фильмов.

Т. И. Скачко, в 1935 г. окончив Московский педагогический институт им. Либкнехта, приехал в Новосибирск. В 1941-м — добровольцем ушел на фронт. 27-летний лейтенант командует артиллерийской батареей в составе 42-й армии. Участвует в прорыве блокады Ленинграда. Прибалтика, Польша, первый Украинский фронт, встреча на Эльбе, Висло-Одерская операция, Берлин. Штурм Рейхстага. Дважды ранен, дважды контужен. Родина наградила его тремя боевыми орденами, в числе которых орден Отечественной войны, два ордена Красной Звезды, пятнадцать медалей. Участник Парада Победы в Москве. После войны более 20 лет Т. И. Скачко был директором школы № 82…

Первые послевоенные годы — трудные. Не хватало учителей, книг и оборудования для кабинетов. Такой бесприютной принял школу Т. И. Скачко, который до войны работал завучем в школе № 36. Именно под его руководством возрождается школа № 82 и закладываются ее лучшие традиции. Здесь же трудилась и учитель П. А. Морозова.

П.А. Морозова возле своего дома

П. А.Морозова — учительница начальных классов, работает в школе № 82 с 1938 года. Педагогический стаж — 39 лет. Отличник народного просвещения, награждена орденом «Знак Почета». Избиралась депутатом городского Совета. В годы войны, пока в школе находился госпиталь, обучала свой класс на дому. Ученики прошли полную программу и успешно сдали экзамены. Инициативная, держит связь с пионерией и комсомолом.

А так отзывалась о ней завуч Л. К. Черканцева: «Морозова П. А. проработала в нашей школе 22 года. Много ребят прошло через ее руки, и всех она учила грамотно писать, правильно решать. Когда проводились диктанты за четверть, то работы ее ребят были образцовыми. Тетради чистые, почерк красивый, одна работа лучше другой. Мне запомнился ее урок по рассказу “Янко-музыкант”. Ребята свободно говорили о тяжелом детстве Янко и о том, что теперь доступны знания, спорт, музыка. А когда со своей скрипкой выступала Ира Бурмистрова, на глазах у всех блестели слезы. Учащиеся Прасковьи Антоновны отличались интеллигентностью, активностью…»

П.А. Морозова (во втором ряду третья справа) со своими первоклашками, 1946 г.

Отличница Тамара Писецкая прочно усвоила уроки П. А. Морозовой и закончила школу с золотой медалью. На всю жизнь остались в памяти тетради по письму и арифметике, чтение стихов и яркие букеты листьев с запахом осени. Это и порядок в классе, и рейды детских санитарных троек с повязками на рукавах. Но больше всего запомнились уроки Прасковьи Антоновны: ее зоркий взгляд, тихий и ровный голос, самодельные таблицы и прописи, рассказы о Москве и ответственность за знания. Она научила мыслить и писать будущую студентку МГУ, журналиста и краеведа Тамару Писецкую, которая позже расскажет землякам о своей первой учительнице, о герое директоре, о школе.

«Под госпитали в первую очередь забирали школы — как самые подходящие здания. Светлые большие классы, ставшие палатами, общий коридор, химические кабинеты, идеально подходившие под операционные...

82-я школа, которая стала госпиталем

У новосибирской школы № 82, что в Дзержинском районе на улице Красина, биография самая типичная. Первый звонок прозвучал здесь осенью 1938-го. Через три года ее выпускники надели солдатские шинели, а вместо школьных парт в классы внесли кровати. Выписка из отчета начальника эвакогоспиталя Хмельницкого Б. М., профессора, военврача I ранга, доктора медицинских наук:

6 июля 1941 г. приказом Харьковского облздрава начато формирование эвакогоспиталя № 3481 на 300 коек. Формирование закончено 25/VII 1941 г., и госпиталь начал принимать ранбольных. В связи с приказом об эвакуации госпиталь был отправлен в Новосибирск со своими основными кадрами и мед. оборудованием. 25/Х-41 г. госпиталь, приняв здание 82-й школы с бывшими здесь больными 416-го гарнизонного госпиталя, приступил к работе. С I/I-42 г. приказом Новосибирского облздравотдела госпиталь был расширен до 400 коек...

А ребятишки учились в конторах, учреждениях. Младшие классы занимались дома у своей учительницы Прасковьи Антоновны Морозовой. Маленький деревянный домишко, стены засыпаны землей до самых окошек. Но зато там, внутри, можно погреться у печки и даже посушить валенки, попить горячего морковного чаю. Однажды отсюда убежали трое мальчишек. Больше недели волновались родные, пока беглецов не было. Потом они вернулись и привезли для всего класса полмешка лепешек — за ними мальчишки ездили на товарняке в Ташкент...

Тимофей Скачко, Берлин, 1945 год, День Победы

В 1945 году школы, возвращенные в свои родные стены, принимали новое племя первоклашек. На пороге 82-й ребят встречал директор Тимофей Ильич Скачко. На его гимнастерке кроме медалей были два ордена Красной Звезды и орден Отечественной войны. За то, что лейтенант артиллерии прорывал блокаду Ленинграда, бил врага в Прибалтике, воевал на Висло-Одерском плацдарме, в Берлине штурмовал Рейхстаг и закончил войну на Эльбе, пожав руки союзникам. Он был участником исторического парада на Красной площади в Москве — Парада Победы 1945 года. А теперь он, приняв здание школы, приступил к работе...»

Когда начались нападки на историческую правду и Знамя Победы, Тамара Ивановна одной из первых ощутила опасность для Отечества и с жаром публициста ответила клеветникам с полос центральных российских газет. Ее разящие статьи усилены не менее острыми стихами. Читая эти строки, осознаешь, что поколение победителей верно своей памяти, а золото их школьных медалей — высшей пробы.

Я обвиняю вас от имени детей,
Что начинали жить с войною вместе,
Мы до сих пор храним в душе своей
Не колыбельные, а фронтовые песни.

Нам сумки в школу шили из клеенки
И карандаш пилили на троих,
А письма страшные — их звали «похоронки» —
Белили головы моих родных.

Мы драниками скользкими давились,
Тошнило нас от супа-лебеды,
А вы как будто бы с Луны свалились —
В вас нет ни капельки от той беды.