Началом пути к возрождению наставничества в масштабах муниципальной системы образования города Новосибирска можно считать профессиональные конкурсы молодых педагогов, где как в зеркале отразился комплекс проблем педагогической молодежи, связанных в первую очередь с адаптацией молодого специалиста в образовательном учреждении. Не секрет – там, где администрация и педагогический коллектив проявляли заинтересованность в развитии кадрового потенциала, где обозначена цель – подготовить высококвалифицированного учителя, там и есть успешные результаты. Например, гимназии №11 «Гармония» (директор Бегунов С.И.), №14 «Университетская» (директор Судоргина Л.В.), школа №165 (директор Давыдов М.Е.) на протяжении последних лет успешно позиционируют свой опыт на Всероссийском конкурсе «Педагогический дебют» с реальными победами молодежи, за каждым представителем которой сегодня стоит опытный педагог. Неслучайно, когда на первой в истории этого конкурса (2017 год) номинации «педагог – наставник» среди 15 претендентов от регионов России на победу, победа Ольги Геннадьевны Косиненко – заместителя директора гимназии №11, заслуженного учителя России была абсолютной. Трое из ее подопечных из числа молодых педагогов гимназии стали лауреатами этого конкурса и один (Дедюха Л.А. – учитель физики) одержал в 2016 году абсолютную победу. На счету гимназии №14 «Университетская» три лауреата и победитель всероссийского конкурса среди молодых учителей и педагогов- психологов. Стартапом будущего развития наставничества в нашем городе стал проект «Наставник.nsk.ru», который состоялся весной этого года при поддержке департамента образования мэрии города Новосибирска. Пусть на нем были заявлены всего 14 моделей наставничества образовательных учреждений, но это был первый опыт взаимного интереса сотрудничества педагога - наставника и молодого педагога, готовности обоюдно понимать и принимать иные способы решения педагогических задач, умения ориентироваться на современные образовательные тренды. Сегодня на форуме опыт лидеров проекта был представлен педагогическому сообществу нашего города. На коворкинг – площадке форума шел оживленный разговор о том, как сделать наставничество интересным для обеих сторон участников, как превратить его в творческий созидательный процесс. И это во многом удалось! Мы искренне надеемся, что форум даст новый импульс к развитию педагогического наставничества.
Отзывы (сохранена авторская пунктуация):
- «В первую очередь мне хотелось поблагодарить организаторов форума за интересную тему о наставничестве: узнать, как развивалось и развивается наставничество. В дальнейшем я, конечно, надеюсь, предложить методы и приемы работы в своей школе. Только начиная работать, я к сожалению, не получила должного наставника. Мне приходилось прокладывать свой путь методом проб и ошибок. Благодаря вашему форуму, я продолжу обращаться за советом к своему наставнику, расскажу и передам те идеи, которые узнала сегодня»
- «Первый городской форум наставников стал увлекательным мероприятием по обмену опытом, познанию нового, приобретению новых контактов. Организация была осуществлена на высшем уровне. Спикеры компетентны и интересны. Участники были активны. Спасибо!»
- «Хочу выразить большую благодарность организаторам данного форума. Актуальные темы и проблемы обсудили в очень комфортной обстановке. С удовольствием приду еще раз!»
- «Были созданы условия для обмена опытом. Доброжелательная атмосфера. В процессе работы пришла к новым идеям, которые буду осуществлять в своей деятельности»
- «Узнала очень много нового и интересного о работе наставника. Проанализировала свою деятельность. Спасибо большое!»
- «Большое спасибо за очень ценную информацию о наставничестве, потому что только начинаю свою работу в этом направлении и было полезно узнать направления дальнейшего развития!»
- «Сегодня появилась возможность сравнить свою работу и увидеть перспективу развития в деле наставничества. Спасибо большое организаторам!»
Обращение
участников I форума педагогов – наставников города Новосибирска
Уважаемые коллеги!
К вам обращаются участники 1 форума педагогов – наставников города Новосибирска (далее Форум), который по праву можно назвать событием учительского роста педагогического сообщества города Новосибирска.
Участники Форума рассматривают наставничество в образовательных организациях города Новосибирска как средство адаптации молодого специалиста к профессии, что является одной из важнейших задач успешной интеграции молодежи в профессионально-педагогическое сообщество.
Цель наставничества – подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении, обеспечить сопровождение его профессионального и личностного роста, заложить основы для формирования высококвалифицированного кадрового потенциала муниципальной системы образования.
На Форуме представлены модели наставничества образовательных организаций – победителей и лауреатов Городского проекта «Наставник.nsk.ru»: МАОУ Гимназия № 11 «Гармония» Октябрьского района (директор Бегунов С.И.), МБОУ Гимназия №14 «Университетская» Ленинского района (директор Судоргина Л.В.), МБОУ СОШ им. Бердышева Советского района (директор Давыдов М.Е.), МБОУ СОШ №78 Калининского района (директор Горева И.В.).
В ходе работ коворкинг – площадок Форума определены ключевые направления развития педагогического наставничества, подготовленыпредложения по эффективной разработке, внедрению и трансляции его моделей. Участники Форума считают наставничество не только одной из эффективных форм организации профессионального адаптационного процесса для молодых специалистов, но иважнейшим средством выстраивания субъект - субъектных отношений «педагог – наставник – молодой специалист» нового типа, направленного на взаимное обогащение и сотрудничество. На Форуме в качестве основных этапов взаимодействия педагога – наставника и молодого специалиста определены следующие:
– прогностический: постановка целей взаимодействий, выстраивание отношений взаимопонимания и доверия, определение круга обязанностей, полномочий субъектов, выявление недостатков в умениях и навыках молодого специалиста;
– практический: разработка и реализация программы адаптации, корректировка профессиональных умений молодого специалиста;
– аналитический: определение уровня профессиональной адаптации молодого специалиста и степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Как отмечено на Форуме основными компонентами системы наставничества образовательной организации выступают:
– заинтересованность образовательной организациив профессиональном росте молодых специалистов и педагогов – наставников;
– конкретность цели, задач, программы деятельности субъектов, включенных в систему наставничества;
– организованный процесс профессиональной адаптации молодого специалиста;
– межличностное общение между педагогом – наставником и молодым специалистом в процессе взаимодействия.
На Форуме подчеркнуто, что наставническая деятельность должна быть доверена не просто опытным высококвалифицированным педагогам, со своей сложившейся системой педагогической деятельности, но именно тем из них, кто способен постоянно развивать свой творческий потенциал, находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами, транслировать свой опыт и уметь учиться у молодых коллег освоению современных технологий, стилю профессиональной деятельности. Главное для наставника – быть открытым для педагогических инноваций!
На Форуме выделены наиболее ощутимые результаты наставничества для образовательной организации в целом:
– повышение квалификации и профессионального мастерства педагогического коллектива, его сплоченности, следование общим целям и интересам образовательной организации;
– развитие личностно ориентированных отношений между коллегами-учителями, способствующих эффективному оказанию помощи и поддержки в педагогической практике образовательной организации;
– формирование в школе такой категории педагогов, которая способна брать на себя ответственность за обучение молодых специалистов. Это самое ценное приобретение для школы, потому что наибольшей эффективности педагогическая деятельность достигает в тех образовательных учреждениях, которые сами «растят» свои педагогические кадры.
В ходе взаимодействия участников Форума разработаны рекомендации педагогу – наставнику и молодому специалисту в плане личной самоорганизации, ответственности и профессиональной компетентности.
Участники отмечают высокий уровень организации и проведения Форума, его смысловое значение для создания и будущего развития движения педагогического наставничества в системе образования города Новосибирска; выражают уверенность в том, что идеи и предложения Форума найдут поддержку и одобрение в образовательных организациях нашего города.
Добавить комментарий