Материал сетевого гуманитарно-просветительского сотрудничества «Живём и помним»
Приглашаем к участию в гуманитарно-просветительском сотрудничестве «Живём и помним»!
В целях сохранения и защиты исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, формирования представлений о легендарном прошлом и настоящем воинов-сибиряков, проявивших мужество и героизм в борьбе с фашизмом и японским милитаризмом, в сражениях локальных войн и боевых действиях специальной военной операции как ключевого ресурса воспитания подрастающего поколения и в соответствии с приказом департамента образования мэрии города Новосибирска от 11.09.2024 г. № 0920 – од «О реализации Гуманитарно-просветительского сотрудничества «Живем и помним» мы начинаем публикацию очерков, поисковых исследований.
Публикации планируется размещать еженедельно по пятницам на сайте Дома Учителя и в социальных сетях.
Свои работы вы можете направлять на электронную почту Дома Учителя ngdu@edu54.ru
Приглашаем к сотрудничеству!
Учитель – герой нашего времени?
Глубоко символично, что к 80-летию Великой Победы начинающим учителям предложено поразмышлять о героизме нашей профессии. Мы всегда «на передовой», а за нами – новое поколение, несущее культуру российской идентичности на земле наших предков. И это неоспоримый факт, требующий от педагога зрелого чувства долга и компетенций особого образца.
Такие нравственные параметры знакомы мне с детства – я четвёртым поколением представляю педагогическую династию, где главным мерилом ценностей остаётся духовный облик человека. Помню семейную радость от возвращения нашего образования «в родную гавань» после долгого странствия по пустыне чужих экспериментов. Была гордость и за истинных патриотов от образования, не давших демонтировать основы отечественной школы, когда нам пытались «обновить» и программы, и самих героев.
Мир стремительно меняется, и личность человека обретает новые грани. Как учитель химии и биологии могу отметить, что мы должны адаптироваться к среде, где пересекаются интеллект и духовность, интуиция и инстинкты, мы должны обладать практическими навыками, необходимыми для «выживания» в сложном техногенном пространстве. Стало труднее сохранять искренность, открытость, милосердие − те нравственные ценности и смыслы, которые позволяют нам оставаться ЛЮДЬМИ. На мой взгляд, воспитать ЧЕЛОВЕКА и помочь ему сберечь лучшие нравственные качества может именно учитель. Достаточно ли этого, чтобы считать профессию учителя героической?
В современном мире учитель сталкивается со множеством вызовов, но призвание, верность профессии и любовь к детям не позволяют ему сдаваться. Он готов сражаться с мощным потоком бесчеловечной идеологии, идущим против наших детей, а это требует не только профессиональных знаний, но и эмоциональной устойчивости, постоянного развития и творческого подхода, где личный пример педагога играет ключевую роль. Именно поэтому я ещё в студенчестве начал давать уроки, поступил в аспирантуру, организовал в школе театральную студию, сам играю в спектаклях при Доме Учителя. Возглавив Ассоциацию молодых педагогов, принимаю участие в организации форумов, где можно делиться идеями с начинающими и опытными учителями. Такой комплекс сотрудничества считаю важнейшим ресурсом для решения обновлённых образовательных и воспитательных задач.
Если человек стремится сделать окружающий мир лучше, а его действия положительно влияют на жизнь людей и общества, то это и есть проявление подлинного героизма. Такой человек может представлять разные профессии, но именно УЧИТЕЛЬ первым стоит у истоков чистоты и благородства души. Только герой может воспитать героя. Учитель несёт вечные ценности, без которых слово «человек» теряет смысл. Учитель всегда останется героем – он не только прикасается к вечности, но и сам формирует её, и никто не может сказать, где заканчивается его влияние.
Из истории своей семьи я узнал, что только благодаря вере, терпению и милосердию труженицы тыла, среди которых было немало учителей, наравне с героями Красной армии приближали Великую Победу. К славному юбилею о них пишут новосибирские педагоги – участники Сетевого гуманитарно-просветительского сотрудничества «Живём и помним», где на первый план выходят черты, присущие только нашим учителям-героям. Такими остались они в благодарной памяти педагога-словесника М.А. Исуповой:
…Как эти лица тонки и прекрасны,
В овалах рамок строги и просты,
И судьбы были вовсе не напрасны,
Труды достойны, помыслы чисты.
Из глубины времён и из забвенья
Их возвращают детские сердца –
Сменяются века и поколенья,
Но нет у доброй памяти конца.
Я думаю, что для истинного учителя подвиг – это всё, кроме славы, поэтому мы смело обойдём вниманием знак вопроса в названии нашего эссе.
Игорь Малышев,
председатель Новосибирской городской общественной организации
«Ассоциация молодых педагогов»