Уважаемые коллеги! Мы продолжаем публикацию материалов, подготовленных к изданию альманаха «Новосибирская школа».
Педагогическая поэма Антонины Савельевны Поповой
«Я поняла, что прожила красивую и правильную жизнь, любя свое дело, людей и детей — своих и чужих»
А.С. Попова
Есть люди, у которых учатся всю жизнь, впитывая каждое слово, каждый жест и взгляд. К числу истинных педагогов-просветителей принадлежит и Антонина Савельевна Попова. Её судьба неразрывно связана с лицеем № 22 «Надежда Сибири» (школой № 22) — одним из старейших учебных заведений Новосибирска, начавшим свой просветительский путь по указу Государя Императора Николая II в 1903 году. Этой школе она подарила 43 ярких и талантливых года, из которых 21 год — завучем и 3 года — в должности директора.
Для становления нашей отечественной школы потребовались не только усилия основателей российской педагогики, но и плоды творческого поиска истинных учителей-новаторов, которых позже прозаично назовут методистами. Нынешним выпускникам педвузов сложно представить урок без современного цифрового сопровождения, библиотек и наставников, способных вдохновить и расширить горизонты образовательного стандарта. К услугам начинающих — вереница профильных специалистов, а раньше был один завуч.
Мастер словесности, выдающийся аналитик и практик, Антонина Савельевна стояла у истоков методической службы Новосибирска, создавая основы той знаменитой советской школы, которая по праву будет признана лучшей. В 70-е годы, когда в школах создавались методические кабинеты с целью обобщения педагогического опыта, она уже открыла такой в Железнодорожном районе.
Он долгое время был единственным в городе. На его базе она проводила курсы подготовки завучей, курировала гуманитарный цикл.
Педагог-новатор, она была первой в создании авторских программ, посетила сотни уроков, выявляя крупицы профессиональной даровитости учителей и способствуя их росту. Антонина Савельевна умела главное — ставить сильные уважительные отношения, которыми открывалась сама возможность творчества. Сила ее уникальной педагогики была в благородстве диалога с наукой и учителем, что являет собой фундамент истинного просвещения. «Скучному человеку сложно быть интересным учителем. Для понимания этого семинары не нужны», — часто повторяла она, обновляя стенды очередным списком актуальных газетных статей, написанных с настоящим мастерским размахом.
А.С. Попова никогда не забывала, что есть три профессии, что по степени воздействия на душу превосходят все иные. Это жертвенное служение священника, учителя и врача, требующее призвания и большой самоотдачи. Она умела воспитывать своим примером, а это не самый быстрый, но самый действенный способ влияния. Этим редким методом Антонина Савельевна пользовалась без особого труда — имела моральное право. Она опровергла значимость расхожей фразы «школа была для нее вторым домом». Все, к чему прикасалась ее мысль, сразу становилось для нее первым и единственным домом, где она наводила порядок по своим нравственным законам. А.С. Попова осознавала себя не руководителем, а хозяйкой школы, где растет бесценный урожай — само будущее.
В кабинете русского языка имени А.С. Поповой под № 204 все напоминает о ней. Здесь уже после ухода из школы она вместе с ветеранами проводила уроки мужества, посещала открытые занятия и методические советы филологов, здесь слушала первые басни ребят из поэтической мастерской «Самородки», в числе которых были ее правнуки. В этом классе она встречалась с деканами мединститута, на базе которого создала вечерний лицей для абитуриентов, преобразованный в факультет довузовской подготовки. Сегодня наш лицей гордится успехами медико-биологических классов, открытых по инициативе А.С. Поповой.
О значимости Антонины Савельевны для истории лицея свидетельствуют грамоты, письма и книги — книги о ней, прекрасно изданные, с фотографиями и стихами. Есть рассказы ее выпускника, известного писателя и этнографа Н.А. Александрова, изданные в трехтомнике «Народная летопись». Один из ироничных рассказов называется «Пуговица» и посвящен вроде одноклассницам автора, но с первых строк понятно, что это история о школе № 22: «В зал вошли ВПП — наш классный руководитель и завуч школы Антонина Савельевна, у которой по какой-то трагической случайности прозвища не было». Ее знали и любили все.
Из воспоминаний дочерей Антонины Савельевны следует, что ее педагогическая поэма началась с Благовещенского пединститута в героическую послевоенную пору, когда в учителя шли лучшие. После института Антонина Савельевна проработала три года в школе № 11 города Благовещенска, и там впервые проявила “талант” сценариста-режиссера. Она организовала драматический кружок на базе своего 6 класса. Кружок прославился по городу, их наградили, и это была первая грамота в ее жизни. Этот скромный опыт публичного признания стал прологом к созданию в 22-й школе целой системы поддержки и поощрения авторских наработок, пособий и новых идей, ведущих к успеху.
Без бухгалтерской волокиты А.С. Попова на собственные средства купила крепкие папки, альбомы в синем плюшевом окладе, стойкие чернила и цветные карандаши. Потраченная половина зарплаты дома была представлена как подарок самой себе, о каком она мечтала всю жизнь, хотя по сути все так и было. Эти знаменитые альбомы стали началом многих педагогических поэм и методической эпопеи, вовлекшей в орбиту поиска весь коллектив. Папки хранились в открытом доступе, и учитель мог внести туда предложение и прочесть отзыв завуча о своем уроке. Так рождалась первая система, ударившая по неуспеваемости. Отныне ученики знали, что с двойкой из школы их не выпустят. Родители всей душой поддержали гибкую систему пересдач и благодарили учителей за дополнительные занятия.
Из копии семейного архива читаем о началах, воспитавших в ней доброту, трудолюбие и человечность: «Антонина Савельевна родилась 7 ноября 1929 года в селе Добрянка Амурской области. В семье было трое детей. В 1931 году скоропостижно скончался отец — сказалась Гражданская война и жизнь в окопах.
На долю семьи выпало много испытаний. В городе Свободном Антонина пошла в школу. Часто ходила в библиотеку, где учили бережному отношению к книгам и выдавали домой их подклеивать. Бумага напоминала оберточную, но картинки были красочные. Именно тогда она узнала, что лучше Чуковского и Маршака поэтов нет. Атрибутами времени было ведение личных дневников и массовое участие в самодеятельности. Антонина упражнялась в создании многоярусных спортивных пирамид, где наверху маленькая девочка изображала пионерский салют.
Война застала в Лесозаводске. Антонина Савельевна вспоминала: «Около столба собралась огромная толпа, из рупора звучал мужской голос. Я не испытывала страха, но голос был грозный и сообщал о начале войны. Это был голос Левитана, об этом я узнала позже».
Памятные и грустные события связаны с войной. В 1942 году брат Володя ушел юнгой на Тихоокеанский флот, а годом позже в армию призвали и старшего брата Николая. Пришлось учиться в школе-интернате на прииске Майском. Из воспоминания Антонины: «Жизнь была трудной, я никогда не отрывалась от мамы, но надо было учиться».
Школу пришлось заканчивать все там же, в Амурской области. «После войны жизнь была сложной, голод! Около нашего дома был элеватор. Весь город выживал за счет этого зерна. Из него, пропущенного через мясорубку, пекли хлеб, делали клецки. На Дальнем Востоке жило много китайцев, мы любили на рынке покупать их петушки-леденцы и пряники-лошадки. Здесь я впервые увидела пленных японцев. Улыбка во все лицо, и нам трудно было представить их озлобленными, жестокими, способными убить человека».
Менялись города и школы, а в семье думали о детях. Их обучали игре на музыкальных инструментах, прививали любовь к литературе. Антонина хорошо играла на мандолине, любила петь, танцевать, в доме всегда звучала музыка, было много пластинок и патефон. И хотя мама сама была безграмотной, всем детям она дала высшее образование. В 1947 году почти все одноклассники уехали в Благовещенск поступать в пединститут. Антонина получила приглашение из Алма-Аты для поступления в театральный, но это было так далеко! Первым порывом было — учиться в медицинском, и она поехала в Хабаровск.
Общежитие ремонтировали, и абитуриентов поселили в учебный корпус. Антонина жила в аудитории, где вдоль стен стояли заспиртованные зародыши. «Ночью открываешь глаза, а перед тобой такая картина! Колебания не было, и документы перенесены в пединститут. За три дня я сдала четыре экзамена, поступила на исторический факультет, но произошла встреча с одноклассниками, и я перешла к ним на филологический».
Завуч А.С. Попова в кабинете директора старой школы Л.В. Днепровской
В день, когда Антонине исполнилось 20 лет, она встретила свою любовь на праздничном вечере в честь 32-ой годовщины Октября. В то время Попов Петр Яковлевич работал на теплоходе помощником капитана. А в 1954-м, когда на руках уже была маленькая Наташа, поехала за мужем в Новосибирск. Рисковала: не было жилья и работы, но главным было воссоединение семьи.
Удивительно быстро нашла работу. В начале августа отправилась пешком по городу, дошла до улицы Ленина, где сейчас Универсам. Завернула за угол, вышла на Советскую. Стоит двухэтажное здание из красного кирпича под номером 41, на фронтоне — 1902 год. Это та школа, которая и стала для Антонины Савельевны единственной и любимой на долгие десятилетия, куда ее сразу приняла директор Днепровская Любовь Васильевна. С 1954 года в трудовой книжке Антонины Савельевны единственная запись — школа № 22.
В 1956 году остро встал вопрос с жильем, и Днепровская нашла выход. Она отгородила от мастерских часть территории, и получилась комната с выходом в школьный коридор. Антонина Савельевна не стыдилась, надеялась, что ученики поймут ситуацию, а молодая семья закалялась, становилась крепче. Учились радоваться всему: «Я благодарна ученикам, они стали моими первыми выпускниками, хотя были младше меня всего на 12 лет».
А в 1959 году — первая комнатка в благоустроенной квартире на Красном проспекте, рождение младшей дочери Екатерины, и это было счастье. Главное, была работа».
Недавно в кабинете появилась книга «Наши отношения с жизнью», которая открывается размышлением нынешнего директора лицея Потеряевой Ларисы Владимировны:
«Подробно помню день, когда я открыла дверь своего кабинета, прошлась по этажам, заглянула в музей лицея. Приятно удивила стройная хронология школьной летописи с витринами фотографий хорошего качества. Со старых снимков на меня зорко смотрели гимназистки в длинных фартуках, рано повзрослевшие выпускники послевоенных лет и озорные старшеклассники 80-х с пышными чёлками.
А даты свидетельствовали: до моего появления школа жила 112 лет, воевала и учила. Хорошо и правильно, что в музее под стеклом рядом с грамотами хранились повестки, первые стихи и тетради в косую линию, исписанные пером красивым детским почерком. За полчаса в музее я осознала, что пришла не в новостройку, а в настоящую школу со своей историей и памятью, с вековыми традициями просвещения, гуманизма и огромных человеческих усилий всех тех, кто разглядывал меня со старых фотоснимков.
Чувство особой ответственности, пережитое мною в музее, по сей день остаётся самым сильным от моего знакомства с лицеем № 22 «Надежда Сибири». Там же я узнала, что статная женщина с глубоким и открытым взглядом, что чаще других встречалась на фото, — это Антонина Савельевна Попова, бессменный завуч, директор, учитель словесности, отдавшая становлению школы более сорока созидательных творческих лет. К сожалению, мы ни разу не встречались, хотя от коллег я слышала о ней много хорошего. Вот у кого спросить бы совета сегодня, когда столько предстоит сделать! Оказалось, что и незримо Антонина Савельевна может помочь, и в этом я убедилась в процессе подготовки к первому лицейскому конкурсу «Моя педагогическая поэма», посвященному её памяти.
Были подняты архивные материалы, поделились воспоминаниями педагоги-ветераны, дети и внуки Антонины Савельевны, о ней в классах рассказали её ученики и учителя, которых она принимала на работу. В школе витал дух творчества, согласия и любви.
Все готовились к конкурсу с желанием, в едином порыве. Удивило другое: искреннее сожаление тех учителей, которые не попали в зал, поскольку их уроки совпали с торжеством. Но были и такие, кто всё-таки перенёс свой урок или пришёл вместе с учениками.
2021 год. Школа, отметив 50-летие переезда в новое здание, открыла мемориальную доску в честь А.С. Поповой — создателя и хранителя её лучших традиций. По-прежнему во дворе лицея звенят Первые и Последние звонки, а молодые родители ведут в первый класс своих замечательных детей в надежде, что здесь их встретят с любовью, поддержат в сложных ситуациях и научат трудиться, дружить и верить в добро. Я уверена, что так и будет».
Еще будучи молодым специалистом, Антонина Савельевна поняла, что отношение к учителю определяется душевными качествами: добротой, справедливостью, уважением ученика как личности. Всегда стремилась помочь, и чем сложней был ученик, тем дороже. Она спасала от тюрьмы, ходила по судам, брала на поруки оступившихся, и они становились хорошими людьми. Уровень грамотности ее выпускников был очень высоким, и медалисты были в каждом выпуске. Она была счастлива тем, что 43 года проработала в одной из лучших школ города, где учится четвертое поколение ее семьи.
Отличник народного просвещения, Ветеран труда, Кавалер ордена Трудового Красного Знамени, Антонина Савельевна Попова удостоена и высшего звания — любимый Учитель. И теперь она встречает детей у школьных ворот с барельефа где написано: «Учитель словесности, совести, жизни». А они, как Юля Колодникова и Тоня Запара, дарят ей стихи.
Мы говорим спасибо с малых лет
По поводу, кому-то и за что-то,
А как сказать спасибо за рассвет,
За радугу и яблоневый цвет,
За первый снег и мамину заботу?
Кому сказать спасибо за лицей,
За школу жизни, радости и детства?
И как благодарить учителей,
Которые, как для родных детей,
Нам открывают знания и сердце?
У нас в Отечестве немало их,
Ведущих за руку дорогой новой,
И мы с друзьями написали стих
О самых лучших, близких и своих,
Кто служит в школе имени Поповой.
О тех, кто увлекается всерьёз
Ее педагогической поэмой,
Кто не проходит мимо детских слёз,
Кто благодарен классу за вопрос
И на ответ потратит перемену.
Поможет, если слабый ученик,
И летом с днём рождения поздравит,
Укажет на пробелы напрямик,
Отличнику заслуженно в дневник
Четвёрку необидную поставит.
Спасибо за урок и результат,
За творчество и право на ошибку.
Душа всегда важней, чем аттестат,
Любовь учителя дороже всех наград,
И счастье — заслужить его улыбку.
Т.П. Бубуек, зав. методкабинетом
лицея № 22 -«Надежда Сибири»