В тылу своя передовая

Материал сетевого гуманитарно-просветительского сотрудничества «Живем и помним»

Приглашаем к участию в гуманитарно-просветительском сотрудничестве «Живем и помним»!

В целях сохранения и защиты исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, формирования представлений о легендарном прошлом и настоящем воинов-сибиряков, проявивших мужество и героизм в борьбе с фашизмом и японским милитаризмом, в сражениях локальных войн и боевых действиях специальной военной операции как ключевого ресурса воспитания подрастающего поколения и в соответствии с приказом департамента образования мэрии города Новосибирска от 11.09.2024 г. № 0920 – од «О реализации Гуманитарно-просветительского сотрудничества «Живем и помним» мы начинаем публикацию очерков, поисковых исследований.

Публикации планируется размещать еженедельно по пятницам на сайте Дома Учителя и в социальных сетях.

Свои работы вы можете направлять на электронную почту Дома Учителя ngdu@edu54.ru

Приглашаем к сотрудничеству!

В тылу своя передовая

Кому доводилось работать с архивными материалами, тот на себе испытал необоримое ощущение прошлого. Оно навеки прижилось не только в содержании документов и справок, но и в оттисках старых печатей, в карандашных пометках на полях, в цвете бумаги и чернил. Словно пушкинские «заметы» по краям рукописей, они значимо восполняют картину времени, красноречиво свидетельствуя о его героях.

Архивы убеждают: самым тяжким испытанием для системы образования Новосибирска, как и для всей страны, стала Великая Отечественная война. Передав школы под тыловые госпитали, наш город принял тысячи эвакуированных подростков и стал передовой линией фронта в борьбе за будущее страны — за детей. Выдающимся организатором всеобуча для этого израненного поколения была Анна Петровна Данилова, по поручению Новосибирского обкома ВКП(б) возглавившая ГОРОНО в самом начале войны.

Родилась она в селе Колывань Томской губернии в 1904 году в крестьянской семье. Окончила педагогический техникум, работала учителем школы № 14, учителем истории школы № 42, директором школы № 40, заведующей городским педагогическим кабинетом, была делегатом краевого съезда работников просвещения первого созыва, член партии с 1931 года. Проживала с мамой и сыном в скромной квартире на Красном проспекте.

Вот краткая выписка из характеристики на члена ВКП(б) Данилову Анну Петровну: «Тов. Данилова А.П. на руководящей педагогической работе с 1926 года. Дисциплинирована, инициативна. На практической руководящей работе показала хорошие организаторские способности. Активно участвует в партийной и общественной жизни».

Сохранилась и автобиография А.П. Даниловой, написанная от руки и ярко отразившая цельность ее натуры и реальность сурового времени. Из текста следует, что сама жизнь, с детства не щадившая ее, готовила Анну Петровну к еще более серьезным испытаниям.

«Родилась я в селе Колывань Томской губернии в бедняцкой семье. Отец работал по найму, начиная с мальчика, потом служил приказчиком у купцов Орлова, Кроткова, Лаптева, Губина и других. В последние годы жизни отца семья занималась сельским хозяйством. В 1916 году отец умер. Хозяйство матери было бедняцкое.

Имею двух братьев, арестованных органами НКВД. Один из них был мобилизован в армию Колчака, за что меня в 1937 г. исключали из партии, но через год восстановили. Помимо этих братьев имею ещё троих братьев и двух сестёр, все они работают в Новосибирске, а один из них в Москве.

Образование получила при Советской власти. После окончания Колыванской школы второй ступени поступила в Новосибирский педагогический техникум, после которого приступила к работе учителя. В 1923 году поступила в ряды ВЛКСМ, а в 1931 году стала кандидатом в члены ВКП(б). Занималась изучением истории в аспирантской группе Программно-методического института, после чего три года училась в институте Марксизма-Ленинизма на отделении истории с правом преподавания. Два года на дневном отделении и год на вечернем. Дополнительно занималась самообразованием.

До назначения на должность заведующей Новосибирским ГОРОНО работала учителем семилетней школы для взрослых, заведующей отделом образования Октябрьского райисполкома, учителем истории средней школы № 42, директором средней школы № 40. В начале 1940 года была назначена заведующей Городским педагогическим кабинетом.

Взысканий по работе и по партийной линии не имею. Множество раз премирована. Неоднократно избиралась на Краевой съезд работников просвещения и делегатом городских и районных партийных конференций, секретарь парторганизации ГОРОНО. На специальном учёте не состою, под судом не была, лиц, лишённых права голоса, в семье нет, за границей никто из родных не проживает, в оппозиции не состою.

Здорова. Замужем. Муж — сын крестьянина-середняка. На фронте в рядах РККА. Проживаю с сыном и матерью на Красном проспекте. Подтвердить вышеизложенное могут товарищи…, знающие нашу семью с детства. Могу и хочу работать дальше».

На долю А.П. Даниловой выпало немало бед. В Доме Учителя есть копии ее личных дел из архива Новосибирского обкома ВКП(б), сохранившие несколько серьезных доносов и анонимных писем. На нее жаловались полуграмотные конюхи и лесники, упрекая прошлым отца, что батрачил приказчиком на купеческих подворьях. Писали ревизоры и чиновники, обвиняя зав. ГОРОНО в перерасходе муки, казенной бумаги и свечей в детских домах, за отсутствие в рабочем кабинете и излишнее посещение школ.

Эти ножи в спину больно ранили Анну Петровну, на годы забывшую о сне и отдыхе, но теплота детских сердец и неустанная поддержка коллег-фронтовичек укрепляли ее до очередных испытаний. В годы репрессий она была исключена из партии как сестра врага народа, но чудом осталась на свободе. Вместе с учителями продолжала добывать для школ дрова, вывозить сено, учила девочек вязать, высаживать проросшие картофельные очистки и кусты черемухи в школьных дворах, где закалялось голодное военное детство.

А.П. Данилова возглавляла городской отдел народного образования все годы войны, когда сама мысль о карьерном росте считалась преступной. Передовая народного образования тогда сражалась под спудом персональной ответственности, а это для руководителя либо обретало опасный знак, либо граничило с подвигом. Дошедшая до нас беспримерная военная статистика убеждает, что Данилова предпочла второе.

Первого сентября 1941 года 55 тысяч детей пошли в новосибирские школы. Затем число учеников пополнилось за счет эвакуированных из Белоруссии, Курской и Ленинградской областей. В Новосибирске из 74 школ 53 были заняты под хозяйственные и военные нужды, и дети занимались небольшими группами по домам родителей и учителей.

Уже к концу 1941 года население города возросло на 400 тысяч человек, большинство из них — дети. Из занятых врагом городов их эвакуировали целыми группами детских садов, часто без родителей, а потому у нас в срочном порядке создавались детские дома.

Уроки в школах начинались с фронтовых сводок. Учиться приходилось в четыре смены. Часто вместо учебы старшеклассники работали за станком, а деньги шли на постройку самолетов и танков. Каждый день перед началом занятий все строились на линейку, и дежурный учитель зачитывал сообщение Совинформбюро о положении на фронтах, на карте СССР отмечал линию фронта, зачитывал письма от бывших учеников и похоронки.

Каждый год из школ фабрично-заводского обучения (ФЗО) выпускалось 200 тыс. человек. За 4-5 месяцев подростки осваивали специальность и отправлялись на завод. Работа шла без выходных, по 12-16 часов. «Сколько было тогда несчастных случаев, травм и аварий! А сколько девчонок пострадало! Выпадут косы из-под косынки, затянет их в расточной станок, и скальп долой! В штамповочном цехе пальцы нередко резало. Сказывались и усталость, и неопытность», — вспоминает в книге «Мой Новосибирск» журналист Татьяна Иванова.

При школах создавались «комнаты-копилки», куда приносили обувь и одежду для детей фронтовиков. За годы войны дети собрали около 5 тысяч тонн цветных металлов, 75 тысяч бутылок для «коктейлей Молотова». На фронт ушли 11 тысяч посылок, 170 тысяч кисетов и носовых платков, 400 тысяч писем. Девочки вязали шерстяные перчатки, носки, а мальчишки приносили спички, газеты, папиросы. Школьники на авиаэскадрилью собрали 1 млн 974 тысяч рублей, на постройку танков — 87 тысяч 246 рублей. Известен случай, когда пионеры и школьники области собрали свыше 30 тысяч рублей на постройку танка «Таня» имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской.

В период руководства А.П. Даниловой система образования существенно изменилась: была введена пятибалльная оценка знаний и поведения, установлены переводные и выпускные экзамены, учреждены золотые и серебряные медали, а также прием в школу с семилетнего возраста. Появились занятия по военной подготовке во внеурочное время. Сдавшие экзамен получали значок противовоздушной химической обороны.

В дни зимних каникул 1943 года была устроена Городская новогодняя елка. Для поднятия духа и веры в победу в кинотеатрах шли фильмы из мирного прошлого: «Брат героя», «Тимур и его команда», «Клятва Тимура», «Наездник из Кабарды». Эвакуированные театры ставили спектакли: «Кот в сапогах», «Волшебная лампа Алладина», «Накануне». Актеры Ленинградского театра драмы им. Пушкина проводили утренники для детей фронтовиков. Ленинградский Государственный ТЮЗ показывал сказки Пушкина, а Государственный еврейский театр Белорусской ССР представил постановки «Заколдованный портной» и «Тэвье-портной».

В саду имени Сталина (ныне «Центральный парк») были открыты катки, горки, прокат спортивного инвентаря, лыжные базы для детей. На центральной площади 28 мая 1944 года прошел физкультурный парад и кросс среди молодежи. Школьная самодеятельность выступала на эстраде кинотеатра «Маяковский».

Дети зачитывались книгами: «Часовые» Юрия Германа, «Боевая хитрость» Николая Григорьева и «У озера Хасан» Машляка, а также книгой Н. Кальма «Чёрная Салли», рисующий быт негритянской детворы.

Летом 1943 года работало 64 пионерских лагеря, 120 оздоровительных площадок, они приняли более 43 тысяч детей. В этом же году было принято решение об открытии Дворца пионеров и школьников, под его нужды было передано одно из лучших зданий на Красном проспекте. В 1945 году в Кировском (ныне Ленинском) районе был открыт Дом пионеров имени Героя Советского Союза Володи Дубинина.

Город делал все, чтобы дети войны сберегли в себе лучшие качества, не ожесточились, не утратили веру в добро. Анна Петровна лично составляла для школ графики посещения Третьяковской галереи, размещенной в Новосибирске, и филармонии, где дирижировал великий Е. Мравинский, а лекции по искусству читал И. Соллертинский.

Подумать только — сколько сил и мужества требовалось в те годы! А встать во главе целой отрасли мог только человек, способный на подвиг, и А.П. Данилова наравне с бойцами Красной армии совершала его ежедневно ради детей, ради победы. Бесконечно прав писатель Федор Абрамов, утверждая, что «второй фронт открыли не союзники, а женщины».

Самоотверженная в работе и смелая в принятии решений, требовательная к себе и безгранично человечная к людям — такой осталась в воспоминаниях современников руководитель отдела народного образования военного и послевоенного Новосибирска Анна Петровна Данилова. Она работала в этой должности до 5 июня 1950 года, а затем была назначена директором школы № 50, что располагалась в нынешнем здании начальной школы № 54 Центрального округа. В архиве этой школы сохранились ее редкие фотографии и добрые воспоминания коллег.