Материал сетевого гуманитарно-просветительского сотрудничества «Живем и помним»
Приглашаем к участию в гуманитарно-просветительском сотрудничестве «Живем и помним»!
В целях сохранения и защиты исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, формирования представлений о легендарном прошлом и настоящем воинов-сибиряков, проявивших мужество и героизм в борьбе с фашизмом и японским милитаризмом, в сражениях локальных войн и боевых действиях специальной военной операции как ключевого ресурса воспитания подрастающего поколения и в соответствии с приказом департамента образования мэрии города Новосибирска от 11.09.2024 г. № 0920 – од «О реализации Гуманитарно-просветительского сотрудничества «Живем и помним» мы начинаем публикацию очерков, поисковых исследований.
Публикации планируется размещать еженедельно по пятницам на сайте Дома Учителя и в социальных сетях.
Свои работы вы можете направлять на электронную почту Дома Учителя ngdu@edu54.ru
Приглашаем к сотрудничеству!
Суровый экзамен
Все оборвалось 22 июня 1941 года.
Суровые, тяжелые дни наступили для нашего учительства. Многие школы были заняты под госпитали, а с запада шли и шли эшелоны с эвакуированными, среди них было много детей, а детей надо было учить. И учили, несмотря ни на какие трудности, которых хватало с лихвой в то трагическое для нашей страны время.
«И вот наступил суровый 1941 год, принесший много страданий и горя. Помню, в этом году нашу школу окончили 28 выпускников. Это были славные ребята, полные светлых надежд. Они мечтали о многом... Война перечеркнула их планы. 22 июня мы опять увидели наших выпускников, они были в школе, все 28. Но как они преобразились, как быстро их изменила судьба, нависшая над нашей страной. И вот эти вчерашние школьники решили добровольно идти на фронт, сражаться с фашистами. Многие из них погибли...»
Эти строки — из воспоминаний Ксении Ивановны Воронцовой, которая сорок три года проработала в школах Новосибирска и Новосибирской области, была награждена двумя орденами Ленина и удостоена высокого звания Заслуженного учителя РСФСР. Горечь и трагизм, которые сквозят в ее воспоминаниях, довелось испытать точно так же, как и Ксении Ивановне, многим и многим новосибирским учителям, которые провожали своих питомцев на войну.
Более ста тысяч учителей и выпускников новосибирских школ ушли на фронт. Многие не вернулись с полей сражений, их имена навечно высечены на пилонах Монумента Славы героям-сибирякам.
На фронт уходили целыми классами, как это было в десятой, двенадцатой, девяносто третьей и других новосибирских школах...
Николай Викторович Стемпковский, учитель русского языка и литературы, а затем завуч и директор средней школы № 50 Ипподромского (ныне Центрального) района Новосибирска, был хорошо известен в нашем городе. Пятидесятая славилась своими успехами, была награждена Знаменем горкома ВКП (б) и горисполкома, ее опыт изучался в других школах. И в этом, конечно, была большая заслуга Николая Викторовича, который беззаветно любил и детей, и свою учительскую профессию. Он ушел на фронт добровольцем вместе со своим выпускным классом, попал в окружение, воевал в партизанском отряде... Николай Викторович погиб, как и все ребята из его выпускного класса.
Восемь учителей Новосибирской области были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. В их числе директор Верх-Таркской школы Кыштовского района Михаил Евдокимович Волков, директор Татарской школы Александр Семенович Еремин, директор Половинской школы Краснозерского района Федор Иванович Анисичкин...
Поистине велика заслуга советской школы, воспитавшей у своих питомцев беззаветную любовь к Родине, которую они защищали, не жалея своей жизни. Имя выпускника новосибирской школы № 23, первого в стране трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина прогремело на весь мир и стало настоящим символом Великой Победы советского народа над фашизмом.
Война — это кровь и смерть, это огромные испытания и тяготы. И какой же верой в Победу нужно было обладать, чтобы при всех потерях и горестях свято верить в будущее! В тяжелейшем 1943 году Новосибирский горисполком принимает решение о строительстве Дворца пионеров и школьников пионеров. И этот Дворец был построен!
В 1942 году в Железнодорожном районе Новосибирска была открыта вечерняя средняя школа № 6 — одна из первых вечерних школ города. Дело в том, что многие подростки ушли работать на заводы и фабрики, прекратив учебу в обычных школах. Вот для них и создавались вечерние, чтобы они тоже смогли получить образование.
Учителя вместе со своими воспитанниками занимались не только учебой. Им приходилось заготавливать топливо, помогать семьям фронтовиков, на селе — работать в поле, выступать перед ранеными в госпиталях. Они жили той же суровой и напряженной жизнью, какой жила вся страна. Участник Великой Отечественной войны Олег Арсентьевич Дроздов, который после ранения лежал в госпитале, располагавшемся в школе № 84, написал:
Сорок трудный год. Этот госпиталь...
Коридоры сухие и маркие...
Шепчет нянечка: «Господи,
До чего же артисты маленькие!»
Школьные здания отдавались под госпитали, а для самих школ в городе отводились самые разные помещения, порою абсолютно не приспособленные, но учебный процесс не прерывался. Вот строки из воспоминаний отличника народного просвещения РСФСР, истинного подвижника нашего образования Сальмы Андреевны Торф:
«За партами сидели в верхней одежде, в рукавицах, чернила замерзали. Все мысли у большинства детей были о еде. Каждый ученик получал маленькую (около ста граммов) булочку и чай с сахаром, трехсотграммовую карточку на хлеб или сахарин… Особенно трудной была зима 1941-42 годов. Не было мыла, топлива, спали одетыми. За ночь не растаивал снег на обуви, вода замерзала. В доме холодно, в школе холодно. После рабочего дня шли в госпиталь. Помогали принимать раненых, давали концерты, иногда падая от усталости, но на следующий день все повторяли сначала». Учителя и дети были одной семьей, и об это пишут наши современники, участники проекта «Память поколений»:
В Сибири, забывая о себе,
Детей войны от голода спасая,
Учитель обучал в своей избе,
Морковным чаем всех отогревая.
И вовсе не удивительно, что многие из того военного поколения впоследствии выбрали профессию педагога. Выбрали осознанно, потому что перед их глазами был достойный пример — их учителя сурового военного времени. Ветеран педагогического труда, отличник народного просвещения СССР Валентина Дмитриевна Шишкарева написала, что в ее детской памяти отложились на всю жизнь вот эти суровые картины:
«Детство и начальные классы — это Великая Отечественная война. 21 июня 1941 года мне исполнилось пять лет, а 22 июня гитлеровцы перешли границу... Помнится, как по новосибирским улицам толпами шли люди с узелками, котомками — пыльные, измученные. Их все называли “беженцами”. Это были эвакуированные с запада нашей страны. В войну жилось трудно. Мне помнится, что любимой нашей едой был жмых (спрессованные отходы от зерновых), который раньше предназначался для скота. Еще помню, что по дороге в школу мы заходили на завод, где работали наши родители. Там нас бесплатно кормили обедами, а в школе всем давали стакан молока. Была у нас и “жвачка” — строительный вар (гудрон).
До самой зимы бегали босиком — обуви-то не было — даже в школу так приходили. Когда выпадал снег, надевали валенки с галошами или без них, а позже пошли кирзовые сапоги или “бурки” — войлочные сапоги, отороченные кожей.
В школу ходили с самодельными холщовыми сумками через плечо. Прически у девочек и мальчиков были одинаковые: все пострижены наголо. Учебников и тетрадей не было. Мы писали на разных книжках, изданных еще до войны, между строк. На переменах вели себя серьезно: водили хороводы, пели военные песни, а на уроках не только учились грамоте, но и вязали рукавицы и носки для фронтовиков.
В нашей школе размещался госпиталь, и все школьники помогали врачам и раненым по мере своих сил: подносили бинты и вату, подавали питье и еду и даже сами пытались делать перевязки. А главное — своими разговорами утешали раненых.
Помню, как 9 мая 1945 года по радио передали радостную весть об окончании войны. С криками “ура” все повыскакивали на улицу, обнимались, плакали, смеялись — радости людской не было предела...»
Война оставила свой кровавый след разрушениями и жертвами, она ломала человеческие судьбы. Но в том и заключается истинная сила духа, что даже эти испытания, посланные войной, казалось бы, невыносимые, не смогли убить лучшие душевные качества людей, их веру и мужество.
Надо особо сказать о том, что новосибирское учительство в годы войны оказалось достойным тех высоких идеалов, которым они учили своих учеников.
Боевые биографии новосибирских учителей, которые вынуждены были оставить свою самую мирную профессию и пойти воевать, — эта тема неисчерпаема. Те, кто остался в живых, после войны снова вернулись к любимому делу и продолжали учить детей. Один из них — Александр Осипович Плисов. До призыва в Красную Армию, в 1943 году, он работал заведующим школой в деревне Малая Архангеловка Венгеровского района. Прощаясь с ребятами, он пошутил: «Пишите мне каждый день и докладывайте, как у вас дела». Но ребята шутку восприняли всерьез и, действительно, всю войну писали ему каждый день. Почта на фронте, как известно, приходила нерегулярно, и каково же было удивление однополчан Александра Осиповича, когда они видели, что ему пришел едва ли не мешок писем! Они удивлялись: «Кто тебе столько писем пишет?» В ответ Александр Осипович только улыбался и старательно разбирал детские каракули, представляя своих учеников, оставшихся в далекой Сибири. Все письма он хранил до конца войны и привез домой.
Сменив гимнастерку на гражданский костюм, Александр Осипович снова вернулся в школу, окончил Новосибирский педагогический институт, был директором школы, занимал различные должности на советской и партийной работе, а с 1972 по 1986 годы возглавлял самую большую в городе школу — № 121. И все эти четырнадцать лет каждый день он встречал учителей и учеников на пороге школы. Здесь был создан знаменитый музей «Землянка», который работает до сих пор. Свою любовь к учительской профессии Александр Осипович передал своей дочери — Галине Александровне, которая с честью продолжила дело отца и стала Заслуженным учителем Российской Федерации.
Экзамен суровых лет Великой Отечественной войны новосибирское учительство выдержало с честью.
И мы должны всегда об этом помнить.