Создаем настоящее, думая о будущем

Материал сетевого гуманитарно-просветительского сотрудничества «Живём и помним»

Приглашаем к участию в гуманитарно-просветительском сотрудничестве «Живем и помним»!

В целях сохранения и защиты исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, формирования представлений о легендарном прошлом и настоящем воинов-сибиряков, проявивших мужество и героизм в борьбе с фашизмом и японским милитаризмом, в сражениях локальных войн и боевых действиях специальной военной операции как ключевого ресурса воспитания подрастающего поколения и в соответствии с приказом департамента образования мэрии города Новосибирска от 11.09.2024 г. № 0920 – од «О реализации Гуманитарно-просветительского сотрудничества «Живем и помним» мы начинаем публикацию очерков, поисковых исследований.

Публикации планируется размещать еженедельно по пятницам на сайте Дома Учителя и в социальных сетях.

Свои работы вы можете направлять на электронную почту Дома Учителя ngdu@edu54.ru

Приглашаем к сотрудничеству!

Создаем настоящее, думая о будущем

Учитель влияет на вечность.
Генри Адамс

Учительство – искусство ответственное. «Педагог – инженер человеческих душ» – совсем по-новому звучит сегодня это известное изречение «всесоюзного старосты» Михаила Ивановича Калинина, рождённое в эпоху глобальных перемен. Он, «отвечавший за всё» в довоенные десятилетия, пятерых своих детей доверил учителю и никогда не ослаблял внимания к школьной политике Страны Советов.

Широко и ответственно создавал настоящее во имя будущего и наш, сибирский инженер Николай Маркелович Иванов, которого называли «старостой Академгородка». Он «под ключ» сдал основные сооружения известного на всю страну научного центра, лично курировал строительство школ. Его имя присвоено самой солнечной улице нашего района и двум образовательным учреждениям; в их числе и наша школа №61. Разве можно об этом не думать, создавая настоящее? Великих имён не коснётся седина прошлого – они всегда будут ждать нас за поворотом будущего, а забыть их – значит пройти по жизни сиротой.

Генеральский китель Н.М. Иванова выдаёт логистику его судьбы и личности. Три ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, орден Красной Звезды, три ордена Отечественной войны и более десяти медалей, в числе которых боевая «За взятие Берлина» и мирная «За освоение целинных земель». Н. Иванов – Герой Социалистического Труда, а начинался его славный путь в должности командира штурмовой инженерно-сапёрной бригады Центрального и Белорусского фронтов. Разве можно не рассказать об этом моим школьникам, порой робеющим перед нормативами физических нагрузок?

Совсем недавно на фронтоне нашей школы была размещена мемориальная доска с именем выпускника 2000 года, посмертно награждённого орденом Мужества за освобождение Донбасса. Сын потомственного кадрового офицера не мыслил себя без армии, поэтому с детства готовился к поступлению в Новосибирское высшее военное училище, которое успешно окончил по специальности лингвистика и специальная разведка с присвоением квалификации переводчик-референт.

Я расскажу своим ребятам, как подполковник В. Кузьмин вывел из окружения своих бойцов, как он учился в классе и усиленно готовился к физическим нагрузкам, хотя в год его поступления в школу комплекс ГТО уже отменили. Разве можно об этом не знать тем, кому снова предстоит сдавать нормативы ГТО с пониманием, что не мы первопроходцы. Это – как в науке, где без великих открытий прошлого не продвинуться ни на шаг. Это основа, классика воспитания, которую Ш. Амонашвили назвал педагогикой вечности.

Тренер для спортсмена – пример для подражания. У педагога в сфере спорта едва ли не больше ответственности, чем во всех остальных предметных областях учительства. Для школьников мы и родители, и друзья, и образец для подражания, и карательная инстанция. Тренер воспитывает в детях не только спортивные умения и навыки. Он формирует в ребенке базовые ценности: от манеры общения со старшими и младшими до осознания его зоны ответственности. Он показывает грань дозволенного и зону ближайшего развития, индивидуальные возможности, уча принимать взвешенные решения и не нестись к рекордам наобум во вред здоровью. Тренер проводит с воспитанником большую часть его времени: еженедельные тренировки, сборы и соревнования, сопровождаемые воспитательными беседами, и каждую минуту, проведенную с ним, мы должны думать о будущем, выстраивая цели в настоящем.

В своё время меня воспитывал мой тренер – его влияние и привело меня в педагогику. Он привил всей нашей команде чувство коллективизма и ответственности друг за друга, креативный подход к тренировочному процессу, чувство причастности к общему делу. По личной инициативе и нередко за свой счет Сергей Павлович устраивал нам праздники, как в настоящей семье, покупал лыжный инвентарь и наставлял: «Тренируйтесь и достигайте высоких результатов». Именно поэтому многие мои товарищи привели своих детей в спорт. Мы до сих пор собираемся в день рождения нашего тренера, с теплом и благодарностью вспоминаем прожитое, по-семейному обсуждая наши ошибки и достижения.

Так Сергей Павлович воспитывал в нас достойных и полезных обществу людей, относящихся к общим проблемам, как к своим, и умеющих (а главное, желающих), когда нужно, бескорыстно прийти на помощь. И не сетовал на свое мнимое одиночество, а напротив, создавал вокруг себя духовное братство, загадывая далеко в будущее и получив в моем лице педагога-тренера своей спортшколы МБУДО ДЮ(Ф)Ц «Спортивный резерв», а в лице моих товарищей – граждан с активной жизненной позицией.

Этот опыт я храню в копилку ценностей и стремлюсь передавать его ученикам. Именно на примере своего тренера я понял, что мы не только формируем в ребенке понимание пользы здорового образа жизни, прививаем полезные навыки и укрепляем его тело и дух, но и (что значительно важнее) развиваем жизнестойкость, учим взаимовыручке, формируем дух товарищества, умение мечтать, стремление к цели, выдержку. Воспитываем личность через призму своего предмета, помня о сверхзадаче – вдохновить ярким примером, и выше цели не существует. А предметные компетенции всегда приложатся.

Выходя во взрослую жизнь, некоторые бросают спорт по разным причинам: травма ли, скука, выгорание, отчаяние… Мы не можем от этого уберечь, однако увлечение спортом остается ярким воспоминанием, которое позже перерастает в семейную традицию. Спустя время наши ученики приводят уже своих детей в спорт. Даже ушедшие из спорта продолжают нести в себе незримый отпечаток сформированной идентичности. Я вижу, как в моих товарищах сохраняются здоровые привычки, как они бегают на лыжах вместе с детьми, как помогают очищать район от снега, когда коммунальные службы с этим не справляются, проводят субботники на трассе, готовя ее к тренировкам, как не остаются равнодушными к общим проблемам. Они передают эти ценности своим детям, а те непременно передадут своим. И так далее, в вечность; лучшее в нас передастся по наследству, если мы начнем формирование этого в молодом поколении уже сейчас. С миру по нитке, с каждого неравнодушного педагога по крупице света и тепла, разжигающей в сердце школьника огонек – и наш маленький район начал преображаться. Уже в этом году мои ученики приняли участие в военно-патриотических состязаниях, достойно показали себя на «Посту №1»; даже родители включились в процесс, занимаясь вместе с детьми.

Личным примером можно вдохновить окружающих и изменить мир. Я верю в это и своим вкладом докажу, что лишь думая о будущем глобально, можно создавать поистине достойное настоящее. Именно в этом убеждают нас образцы из прошлого, а это важно.

Черняков Алексей Максимович,
тренер-преподаватель муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования города Новосибирска
«Детско-юношеский (физкультурный) центр «Спортивный резерв»