Памяти педагога

29 апреля 2022 года не стало известного в нашей области педагога, заслуженного учителя России Аллы Николаевны Гудовской.

Ее жизнь – пример служения делу образования, и это не просто пафосные слова.

Сейчас многим нашим современникам не понять смысла такой деятельности, как и возможно не понять целого поколения, увы, уходящего.

Детство Аллы Николаевны Гудовской (в девичестве Мишениной) выпало на трудное военное и послевоенное время. Она не понаслышке, а с молоком своей матери впитала страх и ужас звука ночных «марусь» и стука кованных сапог на лестничном марше.

Ее мама работала в аппарате первого секретаря Западно-Сибирского крайкома ВКП (б) Роберта Эйхе и после его ареста каждый день жила в ожидании своей участи.

А голодное время, что про него говорить, оно тогда было тоже нормой жизни.

В ее памяти сохранилась улица детства – Большевистская, от которой вниз к Оби вели уютные узкие улочки старого города, и где носилась с утра до вечера вся местная детвора. Однажды приметой обской окраины стала колонна пленных немцев. Ребятня сначала враждебно и со страхом, а потом с нескрываемым любопытством наблюдала за их работой, бытом.

Алла Мишенина хорошо училась, много читала, была очень артистична. В 1957 году окончила среднюю школу №97 Октябрьского района. Многие учителя предрекали ей актерскую карьеру. Однако она выбрала профессию учителя и отправилась постигать ее в сельскую глубинку.

Вернувшись в Новосибирск, уже с маленькой дочкой Олей и мужем, работала в школе учителем.

Потом родился сын Андрей.

В семидесятые судьба взяла ее в крутой оборот, а она в свои руки заботу о детях и маме.

В этот период мы встретилась с нею впервые.

Помню, когда я пришла в райком комсомола за направлением на работу в 75 – ю школу, секретарь по учащейся молодежи Нина Петрова, давая характеристику школе, в которой предстоит работать, так и сказала: «Особенно тебе понравится Гудовская». Так и случилось. В то время Алла Николаевна работала в этой школе организатором внеклассной работы.

Первое впечатление было ярким. В ней захватывало все: внешность, умение держаться, темперамент. Ее уважали дети и родители. Коллеги относились по – разному: кто – то боялся, кто – то завидовал, кто – то признавал ее талант и смелые решения. Впрочем, как всегда, у нас бывает.

В это время она была особенно привлекательна как женщина, но заботы и обязанности не давали ей расслабиться ни на минуту.

Как многое она умела и могла, на какие захватывающие проекты была способна!

Помню другое время. В начале восьмидесятых годов Аллу Николаевну пригласили в райком партии и предложили возглавить школу – интернат № 35. Что это было за предложение можно себе представить. Убогое, требующее ремонта здание (сейчас там расположен Городской педагогический лицей), сине – зеленые стены коридоров, вечный невыносимый запах детской нужды…

Гудовская согласилась на это предложение. Почему? Тогда действовало понятие долга, партийной дисциплины, а потому выбора не было. Еще пообещали расширить жилплощадь, да и зарплата у директора была выше.

 И Алла Николаевна в буквальном смысле поселилась в школе. На тот момент она была чуть ли ни единственной в коллективе, заинтересованной в перемене к лучшему.

Что случилось через год надо было видеть!

 Первое. Появился детский коллектив, с целенаправленным педагогическим управлением. Активно внедрялось уважение друг к другу. Именно так, потому что другого слова я подобрать не могу. Те взрослые, кто не принял позицию директора – ушли.

У школы появились новые шефы – самый крупный в районе завод «Электросигнал». И хотя у него были уже две школы на попечении, интернат стал приоритетом. Как ей это удавалось одному Богу известно. Потом и здание отремонтировали. Вместо спален – казарм появились уютные комнаты на четверых. Светлые гостиные, цветы, вкусный запах столовой, хорошие кабинеты. Все мечты о «невозможном» стали реальностью.

В школе воцарился дух педагогики.

Однажды я была свидетелем разговора директора с мальчиком в присутствии его мамаши, явно не ангельского поведения. Так вот мальчишка рыдал, когда Алла Николаевна взывала к его совести и приводила в пример работу с утра до вечера его мамы, «одержимой заботой о сыне». Мамаша взялась рыдать тоже, при этом обещала всю себя до остатка посвятить воспитанию сына. Педагогический прием, что называется, возымел действие и на определенное время и мать, и сын взяли курс на перевоспитание. Таких педагогических этюдов было множество.

Гудовская всегда была хорошим организатором, но такое, о чем пойдет речь дальше, мог придумать только ее педагогический гений. Спустя год после своего директорства в школе - интернате она пригласила на работу одну из лучших студенток исторического факультета, прошедшую школу Всероссийского пионерского лагеря «Орленок», на должность пионервожатой. Это была Наташа Кубрина (сейчас известный в нашем городе педагог, организатор поисковых отрядов Сибирского кадетского корпуса Наталья Изотовна Некрасова). Детский коллектив получил креативного менеджера, как сказали бы сейчас.

Далее они вдвоем стали привлекать в школу интересную яркую своими делами студенческую и заводскую молодежь. В школе было создано четыре педагогических отряда.

Первый назывался «КОМОС» (Коммунистический отряд студентов).

Его возглавлял Олег Ощепков – студент НЭТИ, удивительный яркий харизматичный лидер молодежи. Всю заработанную плату за студенческое лето педотряд перечислял в фонд школы – интерната №35, и в течение года, и все лето студенты активно участвовали в работе педагогического коллектива. В последствии и сами дети вошли в состав КОМОСа.

Второй отряд был из сельхозинститута и работал по - этому же принципу. Отряд активно поддерживал секретарь комитета комсомола института Николай Сурначев.

Третий был сформирован из заводских комсомольцев.

А об истории четвертого хочу сказать подробнее. Отряд был создан студентами исторического факультета пединститута, его возглавил Андрей Бахвалов. Вместе с ним пришли в школу Николай Бордюг и Андрей Некрасов – инициаторы и организаторы патриотического объединения «МГИиВ» Новосибирского дворца пионеров и школьников.

Именно они во главе с Андреем Федоровичем Бахваловым вместе с Аллой Николаевной Гудовской и Натальей Изотовной Кубриной в 90 – х годах создали первую в нашей области кадетскую школу. Но это, как говорят, уже другая история.

Так сложилось, что я вновь встретилась с Аллой Николаевной спустя много лет в девяностые. Трудные годы, трудное время.

Не знаю, как выразиться поделикатней… В общем Алла Николаевна должна была выйти на пенсию. Для нее это было недопустимо и по внешним признакам, и по профессиональному потенциалу. Поэтому Гудовская А.Н. стала инициатором создания уникального пространства под названием «детский дом». Ее поддержало Главное управление образования администрации области (начальник Г.В. Борисов и его заместитель А.П. Петров). Детский дом создавался «на пустом месте». Его концепция не походила на общепринятую. Планировалось создать дом для детей в самом лучшем понимании его значения. И улица, на которой он располагался, была с символическим названием «Рассветная».

Это удалось!

В детском доме был создан уют, царила сверкающая чистота и та неповторимая прелесть детского мира, которую невозможно (по принятому мнению) было создать в учреждении такого типа.

Коллектив, который по крупицам создавал директор, представлял из себя симбиоз профессионализма, доброты и милосердия.

Здесь была сформирована одна из лучших воспитательных систем России, создан уникальный медицинский реабилитационный центр, сюда приезжали за опытом коллеги из области, региона, России, зарубежья. Этот опыт неоднократно обобщался и транслировался.

А скольких детей здесь приютили, обогрели, подарили надежду. При содействии десятков спонсоров и просто хороших людей коллективу удавалось устроить детей в клиники на сложнейшие операции, определить в семьи.

Я не знаю, как сейчас обстоят дела в этом учреждении, но тогда это было «пространство детства» в лучшем понимании этого слова.

С созданием Дома Учителя (2008 год) Алла Николаевна стала активным участником нашей работы, всегда поддерживала хорошие идеи и добрые дела.

Профессиональный путь Аллы Николаевны Гудовской можно с полным осознанием назвать таким забытым в нашем обществе словом «подвижничество», в котором есть две важнейшие составляющие «подвиг» и «движение». Человеку, прожившему такую жизнь, принято в народе отдавать земной поклон. Будем благодарны, будем помнить!

От имени коллег, директор Дома Учителя Н. Дягилева