Личное дело товарища Даниловой

Этим материалом мы открываем рубрику «100 лет ГОРОНО».

В списке выдающихся имен организаторов системы образования города Новосибирска имя Анны Петровны Даниловой занимает особое место.

Время ее работы в должности заведующего отделом образования Новосибирского горисполкома выпали на суровые годы Великой Отечественной войны и послевоенного лихолетья. Но именно это суровое время характеризует ее как выдающего организатора.

Обратимся к событиям того времени. 1 сентября 1941 года в новосибирских школах обучалось 55 тысяч детей. Уже к декабрю число учеников выросло почти в восемь раз за счет детей, эвакуированных из Белоруссии, Курской и Ленинградской областей.

В Новосибирске из 74 школ 53 были заняты под хозяйственные и военные нужды, обучение было организовано в 4-5 смен. Многие дети занимались небольшими группами на квартирах учителей и родителей.

Каждый день перед началом занятий все ученики после утренней зарядки строились на линейку, и дежурный учитель зачитывал сообщение Совинформбюро о положении на фронтах, на карте СССР отмечая линию фронта, зачитывая письма фронтовиков или извещения о гибели родных и близких.

В годы войны система образования изменилась и основные ее принципы дошли до нашего времени. Была введена пятибалльная оценка системы знаний и поведения, установлены переводные и выпускные экзамены, учреждены золотые и серебряные медали, а также прием в школу с семилетнего возраста.

Появились обязательные занятия по военной подготовке по 110-часовой программе во внеурочное время. Сдавшие экзамен получали значок противовоздушной химической обороны.

В эти суровые годы Новосибирск продолжал заботиться о досуге детей. В дни зимних школьных каникул 1943 года в кинотеатрах города шли фильмы «Брат героя», «Тимур и его команда», «Клятва Тимура», «Наездник из Кабарды». Эвакуированные театры ставили детские спектакли и проводили утренники для детей фронтовиков.

В саду имени Сталина (ныне Центральный парк) с 1 января 1943 года были открыты катки, горки, прокат спортивного инвентаря, лыжные базы для детей. На главной площади города (ныне площадь им. Ленина) была установлена Городская новогодняя елка.

Летом 1943 года действовало 64 пионерских лагеря, 120 оздоровительных площадок, они приняли более 43 тысяч детей.

Нельзя обойти вниманием вклад детей и подростков в работу предприятий города. Почти каждый год из новосибирских школ фабрично – заводского обучения выпускалось 200 тыс. человек. За 4 – 5 месяцев подростки осваивали специальность и продолжали работать на фабриках и заводах.

При школах создавались «комнаты-копилки», в которые педагоги и школьники приносили вещи, обувь, одежду для семей фронтовиков.

За годы войны новосибирские школы собрали около 5 тысяч тонн цветных металлов, 75 тысяч бутылок для «коктейлей Молотова». На фронт было отправлено 11 тысяч посылок, 170 тысяч кисетов и носовых платков, 400 тысяч писем. Девочки вязали шерстяные перчатки, носки, а мальчишки приносили спички, газеты, папиросы.

Юные новосибирцы собрали 1 млн. 974 тыс. рублей на самолеты, 87 тыс. 246 рублей – на постройку танков. Известен случай, когда пионеры и школьники области собрали свыше 30 тысяч рублей на создание танка «Таня» имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской.

 Часто, приходя в школьные классы, заведующая ГОРОНО Данилова Анна Петровна видела опухшее от слез и горя лицо учительницы, получившей похоронку, или голодные глаза детей. Все это было… И надо было организовывать дополнительное питание и одежду для детей военнослужащих и сирот, поддерживать учителей – жен фронтовиков, решать одновременно массу других задач по обучению, воспитанию и производственной деятельности школьников и учителей. Поэтому в рабочем кабинете тов. Данилову застать было трудно.

«Характеристика на члена ВКП/б/ Данилову Анну Петровну Тов. ДАНИЛОВА А.П., рождения 1904 года, служащая, образование незаконченное высшее, член партии с 1931 года. На руководящей работе с 1926 года, дисциплинирована, инициативна. На практической работе показала хорошие организаторские способности. Активно участвует в партийной и общественной жизни. Партвзысканий не имеет.

 Секретарь Новосибирского горкома ВКП/б/ по кадрам /Прохоров/,1942 г.

 Она родилась и до 1922 года жила в уездной Колывани. Начала свой трудовой путь в Новосибирске рабочей 179-го комбината. В разные годы после окончания учительского института работала учителем в школе №14, учителем и завучем школы №1, заведующей Октябрьским РОНО, учителем школы №42 и директором школы №40, заведующей городским педагогическим кабинетом. В 1941 году была назначена заведующей ГОРОНО. Свой трудовой путь окончила в 1959 году на должности директора одной из лучших школ Новосибирска – школы №50 (ныне в этом здании находится начальная школа МАОУ СОШ №54).

 В Доме Учителя хранятся копии томов личного дела тов. Даниловой из партийного архива Новосибирской области. Каждый листок (выписки из протоколов, автобиографические записи, откровенные доносы «коллег») – это противоречивые оценки и суждения об этом руководителе, который предстает перед нами то «железным функционером в юбке», то доброй мамой всех обездоленных войной детей. Кем все-таки она была, Анна Петровна Данилова?

 10 лет назад, когда мы готовили городской праздник, посвященный 90-летию ГОРОНО, попалась ее фамилия и инициалы в документах горисполкома. Имя и отчество узнать не удалось, и мы придумали его сами – «Анна Петровна».

Спустя годы при открытии памятного знака «Легенды новосибирского образования» выдающемуся директору школы №50 Николаю Викторовичу Стемпковскому среди школьных фотографий увидели фотографию и под ней подпись: «Директор Анна Петровна Данилова». Это было началом большой поисковой работы нашего коллектива по восстановлению и увековечиванию ее имени.

В 2022 году рядом с памятным знаком Н.В. Стемпковскому появилось имя «легенды» А.П. Даниловой.

А в ноябре юбилейного победного 2025 года мы познакомились с дочерями ее единственного сына Кима Данилова Эмилией и Ириной. И нам открылась другая Анна Петровна: мудрая, бесконечно добрая, мягкая и очень любимая родными и близкими. Рядом с нею встали из воспоминаний внучек имена друзей: семьи Я. Цивьяна и Е. Варшицкого, Г. Черновой и В. Новак…

Поколение победителей умело дружить и поддерживать друг друга в тревогах и радости. Показательным кажется личный пример А.Н. Косыгина, председателя Совета Министров СССР, начавшего свою трудовую биографию в довоенном Новосибирске. Алексей Николаевич любил наш город и держал на контроле стратегию его развития. При его поддержке был возведен «Сибтекстильмаш» и Академгородок, началось строительство метро и благоустройство центральной части города, стремительно менялись школы.

Стоит ли сомневаться, что созидатели Новосибирска, к числу которых принадлежала и чета Даниловых, были знакомы с Косыгиным и могли заручиться его советом. Сам же Алексей Николаевич никогда не изменял своей потребности поздравлять друзей юности из сибирской глубинки, а те в праздники хвалились перед соседями «открытками из Кремля».

После прочтения «Личного дела» Анны Петровны удивляешься, сколько сил и душевного тепла потребовалось ее поколению, чтобы выжить и возродить израненную страну. Пусть к ордену Ленина А.П. Даниловой и ее «товарищей» добавится высшая награда – наша благодарная память.