Кладовая солнца. «В поисках главного…». Номинация «Родительская педагогика»

В последние два года творческое объединение «Ансамбль молодых педагогов» Дома Учителя вышло на качественно новый уровень развития: появились яркие дарования и вокальные работы, изменился репертуар. Несмотря на высокую занятость участников, репетиции проводятся в системе. Многие, кто наблюдает за работой этого коллектива, считают такие изменения заслугой руководителя коллектива Евгения Владимировича Мухранова. Удивительно, как школьному учителю химии и биологии удаётся достигать таких результатов в творческой деятельности. Несомненно, первопричина – в его вокальной одаренности, которая позволила выйти на федеральный уровень: в 2023 году он стал участником Всероссийского арт-фестиваля «Таврида-2023», а в октябре – концерта в Государственном Кремлевском дворце, посвящённого Дню учителя.

Думаю, что свою роль играет личное обаяние и умение объединить вокруг себя таланты. Это проявляется не только в творческой деятельности, в профессиональной – в первую очередь, он успешен. Как учитель Образовательного центра Гимназия №14 «Универсарий» Евгений Владимирович имеет высшую квалификационную категорию, в этом году 32 его ученика стали победителями в научно-практических конференциях различного уровня, в том числе 9 – всероссийского. В прошлом году состоялся его первый школьный выпуск. Молодой учитель им очень гордится: все ребята поступили в вузы, 8 – в медицинские. В чем истоки этого профессионализма? Попробуем разобраться…

По решению департамента образования, в ноябре 2023 года я была назначена руководителем группы молодых педагогов – участников программы по формированию кадрового резерва отрасли. Группа проходила стажировку в Санкт-Петербургском институте управления РАНХиГС. В один из первых дней после занятий мы «потеряли» Мухранова: он не явился к назначенному времени в назначенное место. Потом это стало предметом доброй шутки. Оказалось, Евгений Владимирович первым своим долгом при посещении культурной столицы России посчитал посетить Александро-Невскую Лавру, дабы поклониться могиле Дмитрия Ивановича Менделеева. Именно его он считает своим главным учителем и наставником. Слова Менделеева «Гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян» считает своим профессиональным кредо. Но возвратимся к «пропаже»: Евгений Владимирович лишние икс минут задержался у могилы великого химика, не зафиксировал время, и увы – ворота ЛАВРЫ оказались запертыми. Не хочу вдаваться в подробности, но вижу в этом причуду некоего смысла: ученик «задержался» у своего учителя…

И все же главный исток я осмысленно нашла в другом. Евгений Мухранов родился в обычной деревенской семье села Рождественка Карасукского района Новосибирской области. Его мама Наталья Анатольевна – женщина строгих правил, воспитывала своего сына с твёрдостью намерений дать хорошее образование и уверенные жизненные ориентиры. Кстати сказать, по словам Евгения Владимировича, она была категорически против его творческих пристрастий.

Все мы родом из детства и из своей семьи. Она главный наш лакмус и определитель на всю оставшуюся жизнь. Всё остальное – корректировки. В этом убеждены многие, если не все. Семье Евгений Владимирович благодарен особо, с душевной теплотой он говорит о своей маме, брате, сестре и отчиме Валентине Михайловиче, который не заменил, но воспитал в нём понимание отцовства.

В Рождественке были хорошие учителя, жители относились к ним, как к небожителям. Во время ученичества Мухранова Жени директором школы была Кубракова Татьяна Олеговна, а учителем химии и биологии – Кубраков Владимир Васильевич. Эту чету наш герой считает главными своими наставниками, выведшими его на широкую дорогу жизни. Они воспитали у него любовь к предмету, заметили его вокальные данные, сами отвели в сельский клуб, поддерживали творческие успехи. Сейчас они живут в Новосибирске, и Евгений Владимирович часто встречается с ними. Я также позвонила в его родную школу, поговорила с директором Валентиной Ивановной. В школе его помнят и могут много хорошего о нем рассказать.

Ещё одним важным наставником и учителем в его жизни стала родная природа: рано утром маленький Женя уходил по своим заранее намеченным маршрутам в родную степь или к озёрам, или в дальние околки, где мог часами наблюдать за всем, что растёт и движется. А потому понимание величин ему подсказали родные просторы, умение слушать и слышать, совы, которые в большом количестве водились в местном лесу.

«Природа научила меня думать и предупреждать об опасности», – отметил в беседе Евгений Владимирович.

Пришла на память сказка-быль «Кладовая солнца» великого русского писателя Михаила Пришвина: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать…». Природа словно выступает отдельным героем сказки-были, предупреждая детей об опасности, помогая им. Всё – как у нашего героя!

Связывая эти события в жизни Евгения Владимировича Мухранова, думаю о моих коллегах – учителях, воспитателях и руководителях, работающих в наших учреждениях. Сколько замечательных историй и «неслучайностей», которые привели их в школу, детский сад, Дом детского творчества… Какие тесные переплетения судеб, связанных одной нитью: семья и школа. Где рвётся эта нить и почему? Будем искать ответы…

Дягилева Наталья Юрьевна