Её называли мамой

Материал сетевого гуманитарно-просветительского сотрудничества «Живём и помним»

Приглашаем к участию в гуманитарно-просветительском сотрудничестве «Живём и помним»!

В целях сохранения и защиты исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны, формирования представлений о легендарном прошлом и настоящем воинов-сибиряков, проявивших мужество и героизм в борьбе с фашизмом и японским милитаризмом, в сражениях локальных войн и боевых действиях специальной военной операции как ключевого ресурса воспитания подрастающего поколения и в соответствии с приказом департамента образования мэрии города Новосибирска от 11.09.2024 г. № 0920 – од «О реализации Гуманитарно-просветительского сотрудничества «Живем и помним» мы начинаем публикацию очерков, поисковых исследований.

Публикации планируется размещать еженедельно по пятницам на сайте Дома Учителя и в социальных сетях.

Свои работы вы можете направлять на электронную почту Дома Учителя ngdu@edu54.ru

Приглашаем к сотрудничеству!

Её называли мамой 

Только женщине с сильным характером и беззаветно любящей детей было под силу в самый разгар войны устроить для новосибирских ребятишек новогодний праздник — провести городскую ёлку в канун наступающего 1943 года. Настоящую, с гирляндами и хлопушками, с Дедом Морозом и Снегурочкой, с хороводами, стихами и подарками. Имя этого организатора — Сальма Торф — такое же редкое и необычное, как она сама, но оно было на слуху у всех, причастных к делу образования и воспитания. Это она смогла повести за собой комсомольские бригады, которые после трудовых смен оставались в цехах мастерить хлопушки и гирлянды, чтобы дети войны вспомнили мирное время.

«Мне судьба подарила счастливое время» — так называется первая книга из серии «Библиотека Дома учителя». Эта книга стала точкой отсчета в летописи о выдающихся педагогах нашего города, еще при жизни ставших легендами новосибирского образования. В книге есть такие строчки: « …подводя итоги моей жизни, я хочу признаться: если бы я не стала учителем, я бы стала летчицей. Но стечение обстоятельств было удачным…. За годы работы я соприкоснулась с прекрасными детскими душами и оставила в них след. И сейчас этот след мне заметен: они заботятся обо мне…»

Сальма Андреевна прожила долгую жизнь, была большим другом Дома учителя, всегда с большим теплом отзывалась о его работе. Она была любимым учителем для своих учеников, и в последний путь ее пришли проводить многие горожане из разных поколений. Она стала учителем не только для школьников, но и для многих коллег, которые вспоминают ее с большой благодарностью. Ее судьба совпала с биографией страны.

27 ноября 1915 года в городе Новониколаевске на улице Плехановской, в рабочей семье Андрея Карловича и Елизаветы Михайловны Торф родилась девочка, которую назвали Сальма.

Андрей Карлович — член партии большевиков с первых лет ее существования. Общий трудовой стаж — 70 лет. Елизавета Михайловна, хоть и была домохозяйкой, но всегда принимала активное участие в партийных мероприятиях. Кроме Сальмы в семье еще было двое мальчиков.

Впоследствии оба брата достигли высоких руководящих партийных постов. Андрей Андреевич был третьим секретарем ЦК компартии Эстонии. Бернард Андреевич возглавлял Международную организацию Коммунистический интернационал молодежи.

В 1923 году Сальма Торф стала первоклассницей школы №7 имени Крупской, директором которой уже была Надежда Алексеевна Тарасова-Осиповская. Почти все учителя этой школы окончили Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге и старались дать своим воспитанникам хорошее классическое образование.

В третьем классе Сальму Торф приняли в пионеры. По тем временам это был настоящий подвиг. Пионеров дразнили, срывали галстуки, пачкали одежду и часто поколачивали Пока за дело не взялся комсомол…

Тогда у пионеров появились серьезные дела: участие в ликвидации неграмотности, помощь старшим, шефство над малышами.

Сальма Андреевна с особой теплотой вспоминала своих учителей: учительницу математики Римму Гурьевну, до 1953 года работавшую в школе № 74, и учительницу русского языка и литературы Надежду Григорьевну, до 1972 года проработавшую в школе №99\

В 1927 году Сальма перешла в школу №9, где в 1929 году вступила в комсомол. Это время становления советской школы. Время поиска новых методов и форм обучения. Обучали разными способами: и бригадным, и семестровым, и классическим. Из-за языковых трудностей Сальма один год обучалась в эстонской школе города Ленинграда.

Вся страна жила энтузиазмом перемен, обновления, строительства. Нужны были специалисты для новых заводов и фабрик, при которых были открыты фабрично-заводские училища. Поступить в них было совсем непросто: необходимо было сдать экзамены по русскому языку, математике, физике и обществознанию. Дисциплина была очень строгая. Сальма Торф поступила в ФЗУ при заводе «Сибкомбайн». И здесь судьба подарила ей замечательную встречу с будущим легендарным летчиком — маршалом авиации, трижды Героем Советского Союза Александром Покрышкиным.

В 1935 году Сальма поступила в Новосибирский институт военных инженеров транспорта. А после его окончания сомнений не было — выбрала исторический факультет только что открытого в Новосибирске педагогического института. Да и в райкоме комсомола поддержали! В городе очень не хватало учительских кадров. Представьте: с 1935 по 1941 годы в Новосибирске было построено 40 новых типовых школ.

Новосибирский пединститут… Из 23 студентов 1940 года окончили институт только 16 человек. Многие из них ушли добровольцами на фронт и не вернулись…

«Так складывались наши судьбы», — напишет в своей книге Сальма Андреевна Торф. Такое было время. Это поколение понимало, что такое чувство долга перед страной, перед поколениями, что придут после…

В 1940 Сальма Андреевна Торф вошла учительницей в свой первый класс — 2 Б средней школы №83.

Она вспоминает: «Как-то мой урок посетил директор. Я начала с проверки домашнего задания. Задавала домой по 20 примеров на правила, часть которых уже изучили, а часть нет. Оценки выставляла так: кто решил все 20, ставлю «отлично», 15 — «хорошо». Директор после разбора урока долго смеялся и твердил одно: «Будем заниматься методикой. А цыплят своих я на всю жизнь запомнила. Они утвердили меня в желании быть учителем».

Война запомнилась работой по 12 часов, после работы госпиталь, голодные глаза детей, горе матерей. Жили верой в победу и на нее списывали многое.

Во время войны по путевке обкома комсомола Сальма Андреевна Торф окончила юридическую школу. Правда после ее окончания выбрала вопреки назначению мужскую школу №4. Знаний по педагогике не хватало. Нужно было много заниматься самой, учиться у коллег. Часто на уроках детские крик, шум, топанье, а то и драка. Что делать? «Они орут, а я молчу», — вспоминает Сальма Андреевна. И класс ее услышал. Потом эти мальчишки стали самыми любимыми и эта любовь была взаимной.

За все 50 лет Сальма Андреевна не удостоилась прозвищ, как это бывает. Нет, одно все же было. Не прозвище, а имя МАМА. Так называют самого дорогого и любимого человека.

1950 год. Сальму Андреевну Торф назначают директором школы №95. Школа была смешанной. Пришлось очень трудно. Надо было создавать коллектив как взрослый, так и детский. Секретарь парторганизации почти каждый день жаловалась в райком: директор все делает вопреки инструкциям. Надо было учиться руководить… Не устояла перед парторгом и попросилась завучем в школу №79.

И здесь Сальма Андреевна продолжает общаться со своими учениками из четвертой и девяносто пятой школ. Они целыми группами навещают ее в новой школе.

В 1956 году Сальму Андреевну Торф вновь назначают директором школы. Это была новая школа на улице Мостовой с небольшим парком. В школе работали настоящие профессионалы. Был создан замечательный хор (почти 100 детей), школа славилась своими оперными постановками, в которых блистала Олечка Титкова, ныне знаменитая новосибирская артистка — обладательница премии «Золотая маска».

28 лет своей трудовой биографии Сальма Андреевна посвятила школе рабочей молодежи №14. Школа размещалась в историческом центре города на улице Свердлова, имела свое общежитие. С 1962 года школа была базовой фабрик имени ЦК профсоюза швейников, «Сибирь» и «Соревнование». Коллективу удалось создать хорошо оснащенные кабинеты, библиотеку. Эта школа осталась в сердцах выпускников. Здесь умели найти подход, войти в положение (порой очень сложное) каждого ученика. Многие учителя становились не только наставниками, но и близкими людьми своим взрослым воспитанникам.

Такая биография, возможно, характерна для многих представителей того поколения. И все же, Сальма Андреевна была особым человеком, до последних дней сохранившей в себе преданность школе, традициям и стране, которую очень любила.