Ассоциация молодых педагогов

21 января в Доме Учителя состоялась стратегическая сессия Новосибирской городской общественной организации «Ассоциация молодых педагогов» (далее Ассоциация). В работе сессии приняли участие ключевые участники деятельности Ассоциации. Основная цель сессии: анализ деятельности, определение приоритетных направлений ее дальнейшего развития на 2023 год.

С общими выводами и идеями на будущее выступил ее председатель Яковлев Денис Тимофеевич – заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №51. Далее участники сессии работали в интерактивном режиме по следующим проблемам.

«В будущее вместе с нами». Разговор шел о развитии деятельности Ассоциации в направлении вовлеченности в нее максимального количества участников (руководитель проблемной площадки Галчанский Максим Юрьевич – заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №178).

«Молодые молодым». Здесь молодые педагоги вели разговор о своем участии в городском проекте «Год педагога и наставника в Новосибирске», был определен взгляд на наставничество с точки зрения участия молодых (руководитель Пархутов Иван Сергеевич – заместитель директора по УВР МАОУ Гимназия №11 «Гармония»)

«Воспитание как педагогическое явление» (руководитель Ермолович Елена Вадимовна – руководитель структурного подразделения МАУДПО НИСО). В ходе этого обсуждения был задан вектор формировании ценностей воспитательной работы в школе, взаимодействия Ассоциации с общественными объединениями школьников.

«Интеграция молодого педагога дошкольного образовательного учреждения» (руководитель Мингалева К.А. – учитель - логопед МКДОУ Д/С №43). Разговор был построен в направлении роли и места молодого педагога в современном дошкольном образовательном учреждении.

В интерактивном обсуждении приняли участие почти все педагоги, поступившие от них предложения войдут в план Ассоциации на 2023 год. Так, в ходе обсуждения молодые педагоги высказались о создании совета педагогов ДОО (Мингалева К.А.), активном позиционировании Ассоциации в сетях (Шмидко А.В.), необходимости проведения форума Ассоциации в выездном формате (Гайтанова Е.Е.), взаимодействии Ассоциации родителями (Ермолович Е.В.), старшеклассниками ОО (Трофимова Н.А.) и др.

Завершил сессию брифинг, в котором принял участие начальник департамента образования мэрии города Новосибирска Рамиль Миргазянович Ахметгареев. В ходе брифинга были подведены итоги работы сессии, принята общая позиция участников. Рамиль Миргазянович поделился с молодежью основными итогами деятельности муниципальной системы образования за 2022 год, ответил на интересующие педагогов вопросы. Судя по времени брифинга (более двух часов) и всплескам положительных эмоций участников, разговор состоялся на задуманной организаторами «волне»: прошел конструктивно и во многом доверительно.

Общая позиция участников стратегической сессии

Приоритетными задачами НГОО «Ассоциация молодых педагогов» является решение проблем, связанных с развитием муниципальной системы образования, что подразумевает: повышение вовлеченности молодых педагогов в деятельность Ассоциации, их профессиональную мотивацию самореализацию, добровольное участие в преобразовании современного образования.

Формированию такого сообщества способствует участию молодежи в решение текущих проблем и задач в целях построения образа будущего, ответственности за наступающее завтра.

В ходе работы Сессии выработано мнение по следующим проблемам.

Так, участники Сессии считают, что современный институт наставничества не работает или не столь эффективен со стороны старшего поколения, когда он базируется только на основе прошлого опыта. В настоящее время необходима поддержка разных форм молодежных инициатив посредством установления коммуникаций непосредственно среди молодых педагогов.

В педагогической молодежной среде города Новосибирска получила успешное развитие такая практика как городской форум молодых педагогов, который проводится два раза в год: в апреле с участием студентов выпускных курсов Новосибирского государственного педагогического университета, педагогического колледжа им. А.С. Макаренко; в ноябре – с участием молодых специалистов образовательных организаций города Новосибирска. Основными направлениями работы этих молодежных форумов является выявление и поддержка высокомотивированных талантливых педагогов, развитие института наставничества, утверждение в педагогическом молодежном сообществе толерантности, творческого потенциала. Что является инновационным базисом для развития кадрового потенциала отрасли.

Вместе с тем, работа таких молодежных площадок имеет ряд ограничений: необходимость очного участия, отсутствие межрегионального опыта, возрастной ценз участников (привлечение старшеклассников может способствовать в дальнейшем успешной профориентационной работе). А также проведение форума подобного масштаба является достаточно затратным. И стоит признать, что в условиях мобильного и динамичного мира все чаще мы прибегаем к дистанционным технологиям, что позволяет при меньших реальных затратах обеспечить равноценный охват участников.

Предложенная на сессии технология дистанционного взаимодействия и апробированная Ассоциацией в период пандемии станет инновационной площадкой для межрегионального (также межтерриториального взаимодействия в пространстве Новосибирской области) сотрудничества. Также выдвинуто предложение о привлечении мотивированных на профессию педагога старшеклассников к участию в работе городских форумов молодых педагогов.

Как отметили участники сессии, актуальным мотиватором воспитательной работы в образовательной организации является развитие института добровольчества и волонтерства; вовлечение родителей обучающихся в формирование традиций и уклада образовательной организации, классного коллектива и др.; содействие раскрытию потенциала детей в получении общественно полезных знаний и навыков для ее самореализации в интересах экономического, гражданского и культурного развития страны; активное использование в воспитательной работе ресурса исторического наследия и современного достояния города Новосибирска, что уже хорошо зарекомендовало себя в таких городских проектах с участием молодежи и обучающихся как «Вишневый сад. История забытых школ», «Мой Новосибирск», «Фестиваль интеллектуального творчества молодых педагогов и старшеклассников», «память поколений» и др.

Одной из главных выступает проблема идентичности, поиск ответа на самый главный вопрос из всех, что могут стоять перед человеком: кто мы такие? Сегодня актуальным является «деятельностный» патриотизм, о котором великий педагог К.Д. Ушинский писал, что «патриотизм должен вспыхивать ярким пламенем не только тогда, когда Отчизне грозит какая-либо опасность. Он должен гореть ровным светлым огнем при выполнении им каждодневных дел и обязанностей».

В ходе работы Сессии определены основные направления по вовлечению молодых специалистов и педагогов ОО к деятельности Ассоциации, важнейшими из которых является наставничество, кураторство над слушателями дополнительных профессиональных программ «Профессиональная адаптация молодых педагогов», «Управленческие компетенции как основа учительского роста», «Стратегия развития школы будущего» и др.

Немаловажным является позиционирование Ассоциации в решении социальных и профессиональных проблем молодежи, в том числе через: кураторство уже опытных молодых педагогов над молодыми специалистами; участие в конкурсах на получение грантовой поддержки; активное сотрудничество с молодежными общественными организациями и общественными движениями с выстраиванием активного действенного диалога. города, региона, страны. 

Участники Сессии обратились к роли молодого педагога дошкольной образовательной организации как одной из важнейших ступеней муниципальной образовательной системы. Сложно переоценить её значение как фундаментальной базы для дальнейшего обучения и личностного развития ребенка. Собственно, поэтому данный уровень образования заслуживает особого внимания и вдумчивой организации учебного процесса.

Участниками Сессии выдвинуто предложение о создании Совета молодых педагогов дошкольных образовательных организаций в рамках Ассоциации, что позволит сформировать эффективную модель сотрудничества дошкольного и общего образования в пространстве молодежного педагогического сообщества.