Педагогика будущего. К столетию В. П. Казначеева

Без педагога нет педагогики. Новые технологии не панацея. Цифра не заменит букву. Электронный журнал разобщает. Нас учили так, что всегда хотелось в школу… Много мнений прозвучало на площадках департамента образования Новосибирска в этом знаковом сезоне. В поиск ориентиров будущего включились руководители школ, студенты и выпускники профильных классов, а тематические проекты протестировали на зрелость целое поколение начинающих учителей.

Символичным стартом Года Казначеева стал городской форум молодых педагогов с говорящим слоганом «Министерство будущего», где огласили «Обращение к представителям образования, науки и культуры» в честь 100-летия академика.

Отмечено, что непреложной миссией школы остается задача раскрытия творческого потенциала детей, а обновленные цели не решить без интеграции технологических новаций и отечественного наследия, где учитель видится не на трибуне, а рядом с учеником. В подтверждение этому звучали слова основателя российской педагогики К.Д. Ушинского: «Чтобы раскрыть детей для радости грядущего, к каждому следует отнестись с особым сердечным усердием». Как схожи в этом педагогика и медицина, одинаково несовместимые с громким, но безликим понятием «стандарт».

Близки классику и размышления В.П. Казначеева: «Мало кто задумывается, что детский талант не всегда вписывается в школьные стандарты и может ярко творить в другом пространстве. Недочеты по предметам ребенок часто компенсирует успехами в музыке, живописи, спорте. Детей учат многие, но кто отвечает за их общее среднее образование? Кто отвечает сегодня за здоровье нации?»
Запрос академика нашел поддержку участников конкурса «Педагогический дебют», которым в городском Доме учителя рассказали о творческом пути В.П. Казначеева и его отношении к родной 55-й школе, о чем он написал: «Школа оставила у меня очень светлое воспоминание и предельно теплое, душевное ощущение. Будущее тогда виделось далеким, туманным, но теперь воспоминания об учителях моих, о директоре – такие же ясные и прочные, какими оставались всю жизнь».

Методисты Дома учителя помогли молодым коллегам оценить всю глубину этого «прочного» отношения к школе, что раскрывается только в контексте биографии ученого. Он учился у всего, несущего знания, но эталоном учителя и врача признавал профессора Г.Д. Залесского, который к каждому пациенту и студенту относился именно «с особым сердечным усердием» и всегда был не на трибуне, а рядом. Такую модель познания, идущую от любви к человеку, В.П. Казначеев считал педагогикой будущего, а академик Ш.А. Амонашвили назвал «педагогикой вечности».
Влаиль Петрович и в почтенном возрасте приходил в медицинские классы и на жизненных примерах лично объяснял будущим врачам, что биология человека – это симбиоз экономики, кибернетики, философии и других сфер техногенного мира, где духовность и интеллект встречаются с интуицией и инстинктами. Выпускники часто сбегали на его лекции с профильных уроков, а младшие школьники, которых он наставлял, как родных внуков, стихами поздравляли его с Днем Победы.

Уроки из бескорыстного прошлого и задают планку педагогике будущего, и только они способны пройти через сердце, а значит – пробудить у молодых чувство искренней гордости за призвание. Учителя рассказывают, что многие родители учитывают увлечения своих детей и смело отдают их под творческую опеку студий, где не принято всех делить на троечников и хорошистов. Вступая в живой диалог с искусством, дети попадают в тонкий мир, который по изящным законам классики помогает творить личность.

К примерам беззаветного служения детству они относят и нашего современника А.И. Бороздина, что пришел в педагогику с виолончелью и именем музыки исцелял «безнадежных». Кто он – врач, учитель, музыкант? Сотни слушателей Дома учителя полагают, что все великие педагоги ждут нас впереди, за поворотом истории, а нам время постигать истоки их таланта.

Любовь к гармонии В.П. Казначееву привил отец, который «был заядлым рыбаком, грибником и очень добрым человеком… Когда в научных экспедициях мы видели льды и айсберги, я вспоминал отца и весенний ледоход, который пробуждал чувство радостного ожидания чего-то нового и необычного». Характерно, что отмечены не трудности первопроходца, а радостное ожидание, воплотившее собой всю силу родительской педагогики.

Любовь к красоте мироздания с детства подселилась в сознание В.П. Казначеева и с годами оформилась в мудрый практический совет: «Ищите цель на солнечной дороге!» Академик имел на это право – он не только следовал этому пути, но и всей жизнью прокладывал его для наследников будущего.

Дом Учителя