В поисках главного… Время героев

Год педагога и наставника дал мощный импульс новым проектам, и Новосибирск на волне импортозамещения в образовании обратился к парадигме традиций и новаторства. В поисках вектора развития отрасли прошел и Городской педсовет, собравший в Экспоцентре более 8 тысяч участников. В их числе была учитель русского языка и литературы лицея №22 «Надежда Сибири» Осадчая Людмила Алексеевна, кандидат филологических наук, почетный работник общего образования Российской Федерации, заслуженный работник образования Новосибирской области. Размышлениями о целевых ориентирах современной школы она поделилась в Доме учителя.

Всплеском творческой инициативы запомнился этот педагогический сезон, передавший эстафетtу Году семьи, где новым национальным проектам без учителя никак не обойтись. Не зря говорят, что Юрия Гагарина, чье 90-летие мы отмечаем в эти дни, на орбиту Земли вывел школьный учитель. Сегодня пришло время героев, которые выведут на орбиту успеха обновленные задачи молодежной, кадровой и семейной политики. Сетевые сотрудничества «Педагогический класс» и «В поисках главного…», учрежденные департаментом образования и Домом учителя города Новосибирска, – именно об этом. Они дали старт новому поиску сотням молодых участников и таким опытным педагогам, как Л.А. Осадчая, чей пролог в профессию совпал с эпохой школьной реформы восьмидесятых.

Учительской дебют Людмилы Алексеевны как филолога состоялся в Поволжье, по месту службы супруга, о чем она вспоминает с теплом и благодарностью: «Мне легко принять любые вызовы времени – я начинала с гарнизонной школы, где офицерские дети уживались с потомками волжского купечества. По сути, это были первые классы выравнивания, где мои отличницы, будущие учителя, проходили педпрактику на нерадивых одноклассниках, большинство из которых после военного училища героически служат на всех фронтах. Мы ходили в походы, читали письма политрука В. Клочкова в его доме-музее, сажали клумбы, опекали сирот в детдомах, хотя многие из моих воспитанников росли в неполных семьях.

Там и прочитала всего Ушинского, в 12 лет оставшегося без матери. От учителя-словесника Гатчинского сиротского приюта он вырос до инспектора Смольного института и основателя педагогических классов, а его учебник «Родное слово» выдержал 157 изданий. Учителя часто обращаются к его наследию, а наш разговор символично начат в день его рождения».

Диалоги с классикой продолжились в Новосибирске, куда Л.А. Осадчая прибыла с весомым методическим багажом. Опыт работы в профильных классах помог ей легко поддержать подобный процесс в лицее №22, где завуч А.С. Попова формировала медицинские классы. В тесном соавторстве с НГМИ верстали новые программы, чтобы будущие врачи владели культурой речи – исцеляющим ресурсом лечебной практики. Профильные курсы для сотен абитуриентов были преобразованы в факультет довузовской подготовки, где Л.А. Осадчая пятнадцать лет возглавляла секцию филологов и принимала экзамены у настоящих героев, прошедших горячие точки и желающих подтвердить дипломом свой боевой опыт.

А параллельно шли занятия в аспирантуре, уроки в лицее, работа в правлении Российского детского фонда, участие в Сибирском форуме здоровья, экспертиза детских творческих работ для уникального альманаха «Отчий мир» под редакцией М.Н. Щукина, установка цветочных вазонов у центральных храмов Новосибирска, по сей день радующих горожан. Опыт этого сотрудничества дал главное – личное знакомство с выдающимися академиками, мастерами ораторского искусства, истинными героями-современниками, и всех их учитель Осадчая привела на уроки, к детям. Это были потрясающие диалоги о главном. Именно тогда профессор Базарный назвал юных авторов самородками, что и стало именем студии.

Меткое слово развивает образное мышление, интеллект и эмоциональную отзывчивость, а в это и есть смысл искусства, которое нравственно по своей природе. Это лучший способ связи человека с человечеством. Для развития литературного таланта мало одних уроков, здесь нужна непрерывная система роста и зримый образец для примера, который, как живая музыка, впечатляет только при личном общении. Герои обязаны умело рассказать о себе.

Выдающаяся личность всегда отличается харизмой, а это нечто большее, чем внешность и характер, она не связана с социальным статусом владельца. Ее влиянию нельзя научиться, поэтому с греческого это слово и переводится как «дар». Магия такой личности всегда уникальна и способна проникать даже в зрелое сознание. Феномен востребованности не нуждается в доказательствах, о чем свидетельствует талант Михаила Николаевича Щукина, пришедшего в педагогику через литературу, а его уроки в Доме учителя памятны всем.

О речевой культуре Людмила Алексеевна размышляет и с молодыми педагогами: «Диалог с художественным словом по своим изящным законам сам формирует личность ученика и напрямую влияет на особо закрытую точку роста – эмоциональную. Это ключ к тайникам мыслительной речи, которая, в отличие от речи устной и письменной, находится вне прямого влияния учителя и составляет духовную суть человека. Найти к ней доступ можно лишь в атмосфере доверия и честного сотрудничества. Только так появляются нужные рифмы и смыслы, и поддержку юных талантов я считаю основной задачей филолога».

Качественный авторский текст – это готовый продукт просвещения, тот самый результат, которого ждет от школы новый ФГОС. Динамика успеха невозможна от случая к случаю, ей нужна устойчивая и перспективная система, где мелочей не бывает. Л.А. Осадчая увлекает в орбиту творчества сотни подростков во всём многообразии национальных культур, а их сборники давно вышли за рамки лицея. Их знают в «Артеке» и «Сириусе», публикуют в Санкт-Петербурге и Красноярске. Ребята добиваются наград на федеральном уровне, но принимают их как ступень развития и идут дальше. Это и есть система роста, присущая современной школе. Выпускница студии А. Колесниченко победила в международном конкурсе эссе и получила право учиться лингвистике в одном из лучших университетов мира (Третья слева в ближнем ряду на церемонии награждения Грамотами Российского фонда культуры). Теперь она сама рассказывает детям о чувстве родины.

Страница детского текста – это речевой портрет автора, важнейшая из его характеристик, маркер ума, интеллекта, таланта. Легко ли научить человека с детства различать силы добра и зла, чтить традиции, гладко излагать свои мысли, ясно из множества лекций Л.А. Осадчей и выступлений ее «Самородков» в Доме учителя и НИПКиПРО, в библиотеках и музеях.

«Легко, если учить этому с первого слова, но в школу ребенок приходит уже говорящим. Кривая роста пойдет вверх, если речевая культура семьи совпадает с языком урока, а в противном случае учителю приходится не учить, а переучивать, что гораздо сложнее. Еще больших усилий требуют навыки создания текста. Возникает логичный вопрос: на каких уроках оживает родное слово? Школа учит строить высказывание научного характера, но в реальной жизни выпускник затрудняется дать интервью, составить резюме или отзыв. Единственным жанром, успешно развивающим речь, является сочинение. К сожалению, таких уроков мало, но и эти островки творчества на заданную кем-то тему усложнены рядом ограничений. Фактически не осталось вариантов, дающих чувство авторской радости, а итоговая проба пера принадлежит скупому формату ЕГЭ. Отрадно, что в новосибирских школах достаточно дальновидных словесников, преобразовавших литературный кружок и каждый свой урок в настоящую мастерскую по практическому применению родной речи.

«Научить творчеству нельзя, им можно только заразить», – утверждал С.Я. Маршак. Поэт прав: технологии вдохновения не существует, но работа с большой группой авторов, рождающая дух творческого состязания, дает свои плюсы в развитии Я-концепции ребенка. Законы мотивации успешнее всего работают в детстве, поэтому раскрытие «самородков» является непреложной задачей школьной студии. Мы используем три эффективных приема: новички приглашаются к соавторству в настоящей книге, допускаются к сотрудничеству с иллюстратором и получают площадки для трансляции своих творений. Опыт подсказывает, что перспектива быть изданным увлекает не меньше, чем желание создать собственный текст, личное знакомство с настоящим художником неизменно радует, а возможность блеснуть талантом добавляет смелости и повышает самооценку.

Далеко не все станут журналистами и актерами – школа не агентство, ведущее к славе, но дети запомнят впечатления от диалога с героями нашего времени. Предисловия к нашим сборникам писали Ш. Амонашвили и Н. Михалков, Герой России Александр Карелин, а лучший иллюстратор Л. Лазарева с детьми создала к ним более ста этюдов. Ровесники из других школ слушают наши стихи, которые пробуждают чувство родины, прививают вкус к чтению и имеют большую социальную значимость. Героизм – свойство личности, но его уникальность заключается в том, что присваивается оно только всем обществом».

Людмила Алексеевна Осадчая – учитель в третьем поколении, педстаж их семьи составляет 465 лет, поэтому ее модель учителя обкатана опытом – это беззаветно любящий детей профессионал классической школы, готовый воспитать героя своего времени.