История Крячковских школ

В 1909-1912 гг. Новониколаевск обогатился 13 учебными каменными зданиями, построенными по проектам А.Д. Крячкова.

Вопрос о школах всегда стоял остро в Новониколаевске. В 1908 году в нем было 14 начальных училищ, 12 из которых находились в ведомстве Министерства народного просвещения, а  2 — в ведомстве Святейшего Синода. Все существовавшие в городе школы (кроме строящегося реального училища) находились в деревянных зданиях, а ряд из них размещался в частных   домах.

Городская управа Новониколаевска была вынуждена заняться школьным строительством. Этого настоятельно требовала сама жизнь молодого города, экономически уже конкурирующего со старыми городскими центрами Западной Сибири. Для финансирования строительства городская управа запросила пособие от Кабинета еще в 1907 году, но вопрос о ссуде на строительство был решен лишь в 1910 году. Капитал состоял из 387 тыс. рублей, в который вошли ссуды Министерства народного просвещения из специального фонда им. императора Петра I сроком на 20 лет, небольшого безвозвратного пособия того же министерства и отчисления от ссуды, полученной городом в связи с бедствием, причиненным пожаром в 1909 году.

На эти средства было решено построить 12 городских школ различной вместимости.

24 мая 1910 года городская управа в лице городского головы В. И. Жернакова заключила с А. Д. Крячковым договор, в котором он принимал на себя «общее заведывание техническим надзором, составление планов и смет для постройки Новониколаевским управлением в городе Новониколаевске каменных зданий — базарного корпуса и тринадцати городских школ... базарный корпус строится на Базарной площади, а школы размещаются в разных частях города, по указанию городского управления». Андрей Дмитриевич принимал на себя «всю ответственность за техническую правильность» возводимых под его «наблюдением» построек, «ответственность за качество материалов».

Опираясь на опыт школьного строительства в России и за рубежом, он энергично и талантливо организовал подготовку всей проектно-сметной документации, после чего строительство было начато. За 1911—1912 годы выстроено двенадцать двухэтажных зданий.

Так как все эти здания строились в одно время и были предназначены для одной цели, совершенно естественно решены они были по одной принципиальной схеме.

В планировочном решении зданий школ А. Д. Крячков применил «план романовского типа» для городской школы, разработанный в строительном комитете МНП различными специалистами. Типовая схема предназначалась для массового строительства в городах России небольших школьных зданий («училищных домов»). Называлась она так потому, что, в связи с готовящимся в России введением всеобщего начального образования, для массового строительства городских школ был создан специальный фонд (к 300-летию дома Романовых).

Основной прием организации планов всех школ (за исключением здания на бывшей Андреевской площади) заключается в том, что на каждом из двух этажей здания устраивался односторонне освещенный коридор, на который выходили три или четыре классные комнаты. В трехкомплектных школах этот коридор служил местом отдыха детей во время перерыва занятий, в то время как в четырехкомплектных были предусмотрены специальные комнаты-рекреации и комнаты-библиотеки. Данная типовая схема позволяла автору разработать варианты объемно-композиционных и архитектурно-эстетических решений.

Одни школы были выстроены полностью из кирпича, другие — с кирпичными стенами, но с отштукатуренными элементами и деталями, такими, как карнизы, оконные обрамления, русты нижнего этажа и башенные объемы лестничной клетки. Многие сибирские зодчие (К. Лыгин, Ф. Гут, Г. Розен) вслед за петербургскими и московскими архитекторами (В. Шретером, И. Китнером и др.) применяли кирпич без оштукатуривания его как строительного материала, обладающего хорошими прочностными качествами, красивым цветом я пластической выразительностью в конструкциях.

Постройки А. Д. Крячкова привлекают своей правдивостью. Зодчий свободно компанует объемы, выявляя внутреннюю структуру здания, назначение отдельных его частей. Даже при беглом наружном обзоре четко смотрится, как основной, тот объем, где расположены классные комнаты. Размеры окон, их ритм и декоративное обрамление объединяют эту часть в одно целое. Четко выделены большой высотой и выступом по отношению к плоскостям фасадов главные лестничные клетки, подчеркивающие вход в здание. Тому же назначению, выделить входной блок, служат башенки, которыми завершаются лестничные клетки (в них находились баки для воды), с шатровыми или изящной и сложной формы купольными покрытиями, и сплошные ленты остекления лестниц, порталы с овальными нишами и разные у каждого здания детали украшений входов. Служебные лестничные клетки с линией крыши, повторяющей уклон марша, и узкими, ступенчато расположенными окнами, чаще всего примыкают к основному зданию под прямым углом. Жилая часть здания во многих школах оставлена одноэтажной. Эта свободная, но всегда практически оправданная, игра объемов разной высоты и этажности с асимметричным выделением входной части как композиционного центра придает этим зданиям индивидуальность и своеобразие. Здесь стилевые основы модерна нашли себе применение, как в общем планово-объемном построении, так и в сдержанном декоре сооружений.
 


Городская начальная школа по ул. Бориса Богаткова.  1912 год.  Здание искажено  надстройкой  третьего  этажа  и  позднейшей пристройкой.  


Городская начальная школа на углу ул. Советской и ул. 1905года.  1912 год. Здание искажено перестройкой третьего этажа.  


Городская начальная школа на углу улиц Фрунзе и Мичурина. 1912 год. Здание скрыто в объеме подстроенного в 30-е годы здания.  


Городская начальная школа по ул. Якушева. 1912 год. Здание искажено позднейшей пристройкой.  
 


Городское (Андреевское) училище по ул. Сибирской. 1912 год.  К настоящему времени утрачен металлический купол-покрытие башенки,   ряд  деталей  искажен.  


Городская начальная школа  по ул. 1905 года.   1912 год.  


Городская начальная школа по ул.  Ядринцевской.  1912 год.  


Городская начальная школа на углу улиц Ленина и Революции. 1912 год. Здание искажено перестройкой под театр кукол.