Год педагога и наставника: Людмила Осадчая

Мастерская взаимного творчества

Всероссийский Год педагога и наставника вступил в свои права.

Многие образовательные организации возлагают на него свои надежды. На их площадках, как и по всей стране, снова реет на флагштоках российский триколор, звучит Государственный гимн, возвращаются в школу многие утраченные в последние годы воспитательные ценности, осмысление великой истории, литературы и культуры российского народа.

Обществу ещё предстоит осмыслить значимость этих глубоких перемен, но уже сегодня очевидно, что педагоги нуждаются в дополнительных площадках для широкой дискуссии, в тех самых круглых столах, за которыми рождаются дорожные карты, ведущие к практическому успеху.

Символично, что этот год совпадает с 130-й годовщиной основания нашей малой родины – города Новосибирска, началом истории Новосибирского Дома Учителя как учреждения дополнительного профессионального образования.

К 115-летию Новосибирска педагогическое сообщество получило от города долгожданный подарок: Дом учителя, под который передано хорошо оснащенное здание с просторными холлами и гостиными. Прошло время, вокруг него вырос сад, зашумели ели, липы и рябины, щедро высаженные добрыми руками педагогов, их учеников и выдающихся горожан.

В 2010 году перед зданием появилась площадь, где стараниями жителей Новосибирска был возведён памятник – символ «Гимн Учителю». Его создавали всем миром: более 17 тысяч горожан внесли свои пожертвования, 1030 любимых новосибирцами учителей внесены в Книгу Благодарности по итогам создания памятника. Его стелу венчают голуби, как дети, из заботливых рук уходящие в первый полёт. Каждый день ровно в полдень звучат над площадью немеркнущие звуки школьного вальса, звучат как гимн, как дань уважения профессии учителя, заставляя прохожих остановиться и вспомнить то, что не повторяется никогда. Разве можно забыть людей, подаривших нам сердце?

Так начиналась эпоха взаимного творчества городских властей, школ и Дома Учителя, взявшего под свою опеку проведение профессиональных конкурсов, реализацию гуманитарных и творческих проектов. Создавалась новая система отношений, особая атмосфера сотрудничества, способная силой творческого потенциала учителя предъявить обществу зримые плоды, без которых реализация Национального проекта «Образование» невозможна. Жизнь показала, что успехи нашего Дома во многом превзошли пожелания, высказанные на церемонии его открытия. За эти годы здесь появились дополнительные профессиональные программы и тематические чтения, свои печатные издания и библиотека, педагогические сетевые сообщества, творческие объединения, вокальные ансамбли и Учительский театр.

Дом всегда открыт, поэтому опытные педагоги здесь часто делятся воспоминаниями о тех, кто привёл их в профессию. Да и кто из нас не испытал чувство благодарности к первой учительнице при виде общего снимка из школьного детства! Нам всегда хочется понять, насколько мы соответствуем высокому статусу её ученика, чего стоим и куда стремимся. Это важнейший из жизненных запросов. Память о первых наставниках у каждого сокровенно личная, а сама история причислила учителей к славной когорте подвижников, для которых чувство долга не ноша, а честь. Скромные, они с достоинством и щедростью души учили нас всему, что умели сами. Раньше в глубинке при встрече с учителем снимали шапку, да и сейчас статусные горожане, в пучине дел упустившие ребёнка, не стесняются обратиться в школу за советом.

Учителя остаются наставниками даже после своего ухода, а лучшие из них несут эту миссию целым поколениям. Именно поэтому первое занятие для молодых учителей проводят в Педагогическом зале, где легенды народного просвещения Новосибирска пристально глядят с портретов на наше сегодня, и каждый из них поныне наставник. Все они отмечены золотом наград за мирный труд или боевой подвиг. В 17 образовательных организациях города с почетом открыты памятные знаки лучшим педагогам, имена которых ученики и коллеги пронесли через всю жизнь.

В этой почетной галерее есть орденоносный директор Эдуард Быков, воспитанник А.С. Макаренко и фронтовой разведчик. Его имени удостоена гимназия №13, которой он посвяти более 30 лет своей жизни. Яков Розенфельд, единственный в стране учитель физкультуры, который воспитал 58 мастеров спорта и удостоен трёх почётных званий: «Заслуженный учитель России», «Заслуженный тренер России» и «Народный учитель России». В его трудовой биографии одно образовательное учреждение: школа (ныне гимназия) №10. Есть знаменитая Ксения Воронцова, Заслуженный учитель РСФСР, награждённая двумя орденами Ленина и медалью К.Д. Ушинского. Разве это не повод всей страной поклониться таким, как они, а вместе с ними и учителям Донбасса и Луганска, в трудных испытаниях доказавшим верность профессии!

Учителя прежней отечественной школы, которую мы помним и любим, стояли на недостижимой нравственной высоте, по праву являясь символом уважения и совести. И в классе, и в быту – они везде были одинаково честны. Им и многим их преемникам посвящён наш неувядаемый проект «Легенды новосибирского образования», дающий право увековечить их имена.

Нам стоит обратиться к опыту прошлого, где образование не являлось услугой, дополнительные занятия после уроков были обычной практикой, а казённое слово «репетитор» в родных стенах школы казалось немыслимым. Там отмечали праздники и дни рождения и знали всех по имени и почерку.

Современному учительству, принявшему на себя непростые вызовы времени, важно осознать истоки педагогического мастерства уходящей эпохи – там создавались основы тех отношений, которыми открывается сама возможность истинного просвещения. Школа всегда была большой и крепкой семьёй, где всё строилось на уважении, взаимопомощи и наставничестве. Эти прочные скрепы вписаны в генетический код российского учительства, и пришло время возродить их во всей полноте и приумножить.

Желание поделиться опытом – глубинная потребность мастера, свойственная его творческой натуре, а у нас это ещё и профессиональный долг. Как с пользой распорядиться тематикой грядущего года? Как соединить классику с масштабом и динамикой новых задач? В пору перемен всем хочется заглянуть за линию горизонта.

В наших педагогических вузах нет факультета наставничества, это призвание совершенствуется исключительно практикой. После выхода из болонской системы российская школа шагнула в эпоху импортозамещения в образовании, обретя желанную возможность обратиться к исконной традиции взаимного творчества, важнейшая из которых – наставничество. Оно восходит к первым общинам и артелям, где секреты промыслов передавались от мастеров к подмастерьям, а в дореволюционных гимназиях должность воспитателя так и называлась: классный наставник.

Наставники – как маяки просвещения, их много не бывает, но они крайне необходимы, ибо только талант способен разглядеть в других искру таланта. Именно на таком подходе строится стратегия деятельности Дома учителя, привлекающего к сотрудничеству творчески мыслящих профессионалов. Здесь узнают, у кого учатся современные мастера – выдающиеся просветители Новосибирска, самим именем обречённого на вечный поиск и обновление.

В 2019 году наставничество было узаконено государственной программой, а уже через год усилено «Письмом» Минпросвещения России, где подробно прописана его целевая модель. Этот содержательный документ, далёкий от шаблона казённой инструкции, предлагает целый комплекс методических рекомендаций, что позволит сократить разрыв между поколениями профессионалов в условиях, когда педагогика вновь становится престижной перспективой жизни. Дальновидные директора, заботясь о качестве кадров, проявляют интерес не только к диплому новых сотрудников, но и к его приложению – современной школе нужны грамотные специалисты.

В Год педагога и наставника у новосибирских учителей есть уникальная возможность научиться ремеслу наставничества у мастеров. Среди них Ольга Геннадьевна Косиненко – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии «Гармония», Заслуженный учитель России, почётный работник образования и почётный наставник Новосибирской области, победитель первой номинации «педагог-наставник» Всероссийского конкурса «Педагогический дебют». Она семь лет возглавляет городскую педагогическую мастерскую наставничества Дома Учителя. Истинную радость и вдохновение Ольга Геннадьевна находит в своих учениках и последователях. Педагогические мастерские работают во многих школах и детских садах, они поддержаны профессиональным сообществом города и получили развитие. В эту работу активно включена ассоциация молодых педагогов (председатель Яковлев Денис Тимофеевич). У них уже появился свой бренд под названием «Молодые молодым», им есть, чем поделиться с коллегами: среди молодых наставников 25 победителей и 53 лауреата Всероссийского конкурса «Педагогический дебют».

В Доме Учителя осознают наставничество не только как один из шагов к высотам профессии, но и как особый тип мышления, который утверждается в многополярном взаимодействии. Для успешного решения предстоящих задач здесь привлечен потенциал сетевого ресурса, предлагаются к использованию одушевлённые технологии, без которых цифровое будущее бессмысленно.

Такая работа невозможна без поддержки департамента образования, системно курирующего приоритетные направления; начата реализация масштабного Городского гуманитарно – просветительского профессионального сотрудничества «Год педагога и наставника в Новосибирске». Отсюда и актуальность его задач: усиление кадрового потенциала, поиск качественно новых корпоративных отношений; придание инновационной деятельности уровня активности, который позволит достичь максимальной самореализации личности педагога и многое другое.

Эти общие предложения призваны спровоцировать точечные тематические шаги, чтобы в Год педагога и наставника каждый учитель был востребован. Кто-то займется проектным менеджментом, где-то запустят акселератор социальных идей, молодёжь поработает в статусе наставников у ветеранов и своих коллег, а возможно, и поделится своими идеями и технологиями с опытными учителями. Главное, чтобы не было безучастных и появились ощутимые результаты.

Школа относится к области искусств. С наставника начинается первая школьная эпоха творческого поиска личности и процесс её созидания. Мы уверены, что в наставничестве не бывает «нет» – здесь возможно всё, а для невозможного просто нужно чуть больше времени. Выбор направления – задача наставника, всё остальное – право ученика. Взаимное творчество – вот секрет и главный принцип сотрудничества.

От имени педагогов и наставников Новосибирска
Людмила Алексеевна Осадчая,
учитель русского языка и литературы,
кандидат филологических наук